Анализ рассказа Горького «Макар Чудра»


1. История создания.

Рассказ «Макар Чудра» написан в 1892 году во время странствий писателя по Руси. В Тбилиси он познакомился с А. Калюжным, который, послушав его истории, настоятельно советовал начать писать. «Макар Чудра» был опубликован в журнале «Кавказ» и подписан псевдонимом М. Горький. Для мировоззрения писателя того периода были характерны любовь к жизни, преклонение перед культом силы, стремление выломиться за привычные рамки жизни. Увлечение юного Горького Ницше также не прошло бесследно и отразилось на его творчестве.

2. Тематика.

«Макар Чудра» - это рассказ о жизни цыган, об их мировоззрении, образе жизни, об их традициях. Особенно подробно Горький рассматривает тему свободы, воли, чему немало способствует выбор в качестве героев рассказа цыган, у которых особое к этому отношение.

3. Проблематика.

Автор касается в рассказе разных проблем таких, как смысл жизни, вера, труд. Он восхищается силой духа, гордостью, вольнолюбием цыган. Горький показывает нравственное превосходство известных конокрадов над жизненными принципами знатных людей.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

Основная идея рассказа состоит в конфликте между гордостью и любовью, свободой и брачными узами. Романтическая направленность дает возможность в полной мере отразить эмоциональный пафос произведения. Для романтизма характерно изображение сильных, неординарных личностей, которые находятся в конфликте с общепринятыми нормами морали правящих классов.

5. Жанровое своеобразие.

Произведение имеет небольшой объем, малое количество действующих лиц и охватывает небольшой период времени, что позволяет отнести его к жанру рассказа.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

Тема и авторский замысел раскрываются через систему образов, основными являются природные стихии, с которыми сливаются Лойко Зобар и Радда. Свободолюбие, сила чувств главных героев сравнимы только с морскими и степными просторами. Романтический пейзаж является не только фоном, на котором раскрывается идея произведения, природные стихии действуют в романе наравне с персонажами-людьми.


7. Центральные персонажи.

Главным героем рассказа является Макар Чудра, именем которого названо произведение. Он делится с автором-повествователем своим жизненным опытом и рассказывает историю о Лойке и Радде, которая составляет основную часть рассказа. Старый цыган похож на дуб, обожжённый молнией, но он ещё крепко стоит на земле. О Макаре можно сказать, что он старается не думать, для чего он живет. Для него не существует конкретной цели в жизни, он просто кочует с табором, смотрит вокруг, это составляет его счастье. Герой не желает трудиться, не верит в Бога, у него нет семьи, – всё это позволяет ему считать себя абсолютно свободным. Он восхищается людьми, которые ценят свободу больше жизни.

Такими персонажами, символизирующими стремление к воле, являются Лойко и Радда. Молодые, красивые, гордые, они встретились и полюбили друг друга, вместе быть им помешали гордость и стремление к абсолютной свободе. Ни один из них не захотел покориться другому. Любовь закончилась трагически, герои погибли, но сохранили свою свободу.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

Лойко предложил Радде стать его женой, но при условии, что она должна быть покорна его воле, а он будет делать всё, что пожелает. Радда воспитана вольной орлицей, покориться для нее, значит, потерять свободу, потерять себя. Она видит, что Лойко – мужчина, который равен ей по силе характера. Радда понимает, что Зобар не подчинится ей, он не таков, как другие молодцы, которым она разбивала сердца. Девушка также ставит ему условие: она соглашается стать его женой, если он поклонится ей в ноги при всем таборе. Героиня заведомо понимает, что это условие для Лойки невыполнимо, он не сможет переломить свою гордость. Если предположить такой вариант, что Зобар поклонился бы, тогда Радда без сожаления вырвала бы его из своего сердца. О том, что она не ошиблась в избраннике, говорят слова, сказанные перед смертью: «Я знала, что ты так сделаешь!»

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

Пейзаж в рассказе играет важную роль: это и одно из художественных средств, и художественный образ, который работает на раскрытие идеи произведения. Природные стихии, безграничное пространство подчеркивают стремление к воле, широту души героев.

То же можно сказать и о портретах героев, которые отражают романтическую направленность произведения. Герои обладают необыкновенной красотой, которую не описать словами.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

Большая часть повествования идет от лица Макара Чудры, речь которого по темпу близка к речи сказителя, она размеренная, спокойная, насыщена фольклорными образами. Создается ощущение, что Макар рассказывает о событиях прошлого, которые стоят у него перед глазами, как будто это было вчера. Он обращается с вопросами к слушателю, называя его «соколик», «сокол». Размышляя о событиях, свидетелем которых он был, Чудра задает риторические вопросы, например: «Кто это любит слушать, как стонет, разрываясь от горя человеческое сердце?» На этот вопрос даже мудрый Макар не знает ответа.

Замечания автора касаются внешности Макара и описаний природы. Они обрамляют основное повествование. Его повествование напоминает былинный речетатив.

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

Произведение представляет собой рассказ в рассказе: во вступлении и заключении повествование ведется от имени автора, основную часть, быль о Радде и Лойке, рассказывает Чудра.

Начинается и заканчивается произведение романтическим пейзажем, что называется кольцевой композицией.

12. Место произведения в творчестве писателя.

Рассказ относится к раннему творчеству писателя, он был его первым напечатанным произведением и считается началом его литературной карьеры. Отзывы о нем были разноречивыми, но все сошлись в том, что появился новый, самобытный писатель.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

В литературу Горький вошел как автор, которого больше всего интересует человек с большой буквы. В каждом своем произведении писатель искал настоящего человека, который живет с гордо поднятой головой, будь это старый Чудра, гордая Радда, свободолюбивый Зобар. Человек должен гореть выламываться из массы, быть собой, а не приспосабливаться к обстоятельствам.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои рассказа Горького «Макар Чудра»
  • История создания рассказа Горького «Макар Чудра»
  • Романтизм Горького в рассказе «Макар Чудра»
  • Проблематика рассказа Горького «Макар Чудра»