Сравнительная характеристика Петра I и «Медного всадника»


В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» особое внимание уделяется образу Петра I. В произведении про царя говорится как о реальной личности и как о статуе Петра I. Данные образы противопоставлены друг другу.

Во вступлении речь идет о реальной исторической личности. А.С. Пушкин говорит о деятельности Петра I и ее значении в развитии русского государства. Петр I во вступлении представлен как царь-преобразователь, который ставит перед собой цель улучшить государство и вознести его на новый уровень, поставить наравне с европейскими государствами. А.С. Пушкин указывает на главную цель, которую поставил перед собой Петр I: «В Европу прорубить окно». В поэме показано, что царь хотел «на зло надменному соседу» заложить новый город, положение которого смогло бы «грозить шведу». А.С. Пушкин демонстрирует, что Петр I, желая создать Санкт-Петербург, хотел «ногою твердой стать при море». Для описания царя-преобразователя используются также следующие лексические средства выразительности: «дум великих полн», «запируем на просторе».

А.С. Пушкин показывает, что все задумки и желания Петра I оказались воплощены в жизнь. Спустя сто лет со строительства Санкт-Петербурга город «вознесся пышно, горделиво». С помощью таких лексических средств выразительности, как «полнощных стран краса и диво» и др., А.С. Пушкин демонстрирует, что Петр I многое сделал для развития государства. Если раньше на берегах Невы финский рыболов в одиночестве бросал невод в «неведомые воды», то благодаря деятельности Петра I там «громады стройные теснятся», «корабли к богатым пристаням стремятся».

Автор выражает свое отношение к Санкт-Петербургу: «Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид…», «Люблю, военная столица», «Красуйся, град Петров, и стой // Неколебимо как Россия».


В первой и второй частях поэмы речь идет о памятнике Петру I. Характеристики даются совершенно другие: «В неколебимой вышине, // Над возмущенною Невою // Стоит с простертою рукою // Кумир на бронзовом коне». Характеристика «кумир» встречается в тексте несколько раз: «Кумир с простертою рукою // Сидел на бронзовом коне»; «Кругом подножия кумира…».

Статуя изображается с позиции Евгения, который пострадал от наводнения: «Кто неподвижно возвышался // Во мраке медною главой, // Того, чьей волей роковой // Под морем город основался…». Статуя описывается совершенно по-другому, нежели реальная историческая личность: «Ужасен он в окрестной мгле!».

Медный всадник рассматривается как символ самодержавия, символ безграничной власти, с которой личность не имеет права вступать в конфликт. Статуя характеризуется с помощью таких слов: «державец полумира», «горделивый истукан», «строитель чудотворный», «грозный царь».

В повествовании показано, что своеобразными охранниками царя-статуи становятся «львы сторожевые» с «подъятой лапой». Эти львы становятся символом защиты неприкосновенности власти, символом борьбы с любым проявлением бунта против самодержавия. Другим спутником Медного Всадника становится «гордый конь», который, как показалось Евгению, начал преследовать его за слова против власти.

Таким образом, во вступлении речь идет о реальной исторической личности Петра I, автор обращает внимание на деятельность царя, которая способствовала развитию государства; в первой и второй частях поэмы речь идет о Медном Всаднике как символе грозной неограниченной власти, против которой никому нельзя бунтовать.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика поэмы Пушкина «Медный всадник»
  • История создания поэмы Пушкина «Медный всадник»
  • Сравнительная характеристика Евгения «маленького человека» и Евгения «бунтаря»
  • Человек и природа в поэме Пушкина «Медный всадник»