В чем трагедия Чарткова? (по повести Гоголя «Портрет»)


В повести Н.В. Гоголя «Портрет» показана трагедия художника Чарткова. Так в чем же состоит трагедия Чарткова?

В начале повествования Чартков представлен как человек, у которого достоинств больше, чем недостатков. Отмечается, что «молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое».

Бедность мешала Чарткову не только творить, так как у него не было денег на покупку материалов, но и существовать, так как у него не было денег даже на оплату жилья и еды. Найденные в раме купленного портрета старика с выразительно-живыми глазами 1000 червонных могли помочь Чарткову развить талант, которым он владел. Н.В. Гоголь показывает, что Чартков среди двух возможных вариантов мог выбрать первый путь, заключенный в развитии таланта путем долгой и упорной работы.


Трагедия Чарткова заключается в том, что он не смог пройти испытание деньгами. Став обладателем крупной суммы, герой сразу же отправился растрачивать ее, желая улучшить свой внешний вид и условия своей жизни. Чартков подается искушениями дьявола, воплощенного в портрете ростовщика. Молодой человек становится эгоистичным, завистливым человеком, недостатки Чарткова начинают преобладать над его достоинствами. Вместо духовного богатства Чартков выбрал богатство материальное, которое, как показано Н.В. Гоголем в повести, не может принести человеку счастья. Чартков способствовал тому, что его темная сторона стала преобладать над светлой стороной.

Трагедия Чарткова как художника состоит в том, что он, мечтая стать создателем поистине гениальных произведений искусства, превратился в бездарного ремесленника, чего раньше так боялся. Чартков стал одним из тех самых ремесленников, работы которых он неудовлетворительно оценивал в картинной лавке. Вместо оригинальных работ, над которыми Чартков творил ранее, герой начал создавать однотипные портреты, в которых не было никакой авторской индивидуальности, которые были лишены присущей в ранних работах живости и не имели ни оттенка гениальности.

Но превращение в типичного ремесленника, работы которого нельзя назвать настоящими произведениями искусства, произошло неслучайно, Чартков сам виноват в том, что произошло с ним. Выбрав погоню за материальным богатством и славой, Чартков начал процесс творческой деградации. Для Чарткова было важно не качество, а количество созданных работ. Настоящей трагедией является то, что Чартков предал искусство ради материального богатства и сиюминутной славы. Ради ложных жизненных ценностей Чартков изменил своему призванию и высоким творческим принципам. Желая получить славу и деньги, Чартков фактически продает свою душу дьяволу.

Слава и деньги убили тот талант, который Чартков мог превратить в гениальность, как это сделал прежний товарищ Чарткова, который отказался от любого проявления светского образа жизни, жил в Риме отшельником, погрузившись в искусство «всей душою своей», пренебрегая всем, кроме искусства, благодаря чему ему удалось постичь «величавую идею созданья, могучую красоту мысли, высокую прелесть небесной кисти». Добавляя в повесть образ данного художника, Н.В. Гоголь показывает, что Чартков самостоятельно губит свой талант.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Опровергает или подтверждает вторая часть повести Гоголя «Портрет» мысль о всевластии зла?
  • Слово Гоголя в повести «Портрет»
  • Чартков - герой или антигерой? (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Антитеза как литературный прием в создании образа Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)