В чём выразилась в рассказе Горького «Макар Чудра» связь с фольклором?


Впервые о связи творчества М. Горького с фольклором заговорил литературовед Н. К. Пиксанов. В дальнейшем эта проблема была исследована другими учеными. В ранних произведениях писатель широко использует народные сказания, легенды, были, в которых содержатся мечты и чаяния народа, их представления о мире.

В рассказе «Макар Чудра» можно выделить несколько фрагментов, сближающих произведение с фольклором. Они касаются рассказов главного героя, который и сам напоминает сказителя, немолодого, умудрённого жизнью, повидавшего свет и обладающего народной правдой человека. Горький сравнивает его с дубом, который является частым атрибутом сказки. Вспомним вековой дуб, на котором висит ларец со смертью Кощея. Чудра также является хранителем важных тайн, народной мудрости.

Истории, рассказанные Макаром, близки фольклорным произведениям. Остановимся на истории сватовства моравского магната к Радде. Она красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать, он, старый, знатный, богатый, напоминает царя из народных сказок. Композиционно эта история также напоминает сказку: трижды приезжает магнат к Радде. Первый раз она и словом с ним не обмолвилась, презрительно оттолкнула подаренный им кошелек с деньгами в грязь. Второй раз он приехал к отцу цыганки с предложением продать ему дочь, чем оскорбил его. Третий раз магнат приехал просить Данилу, чтобы отдал дочь ему в жены, горы золотые сулил. Ответ Радды напоминает народную поговорку: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» В этой аллегории орлица – вольная, царственная цыганка, парящая в небесных просторах, ворон – магнат, который живет только земными интересами. Подобную аллегорию мы встречаем в калмыцкой сказке в романе Пушкина «Капитанская дочка», где ворон учит орла жить, и там орел тоже противопоставлен ворону, питающемуся падалью.


Элементы устного народного творчества Горький использует при создании образа Лойки Зобара. Описывая внешность героя, автор сравнивает его очи со звездами, улыбку – с солнцем. Такая близость к природе характерна для народных песен. Зобар и сам музыкант, владеющий душами людей. В своих песнях он говорит о том, что дорого и понятно каждому цыгану, о широкой степи, быстром коне, горячем сердце.

Основную часть рассказа составляет быль, которая передается народом из уст в уста. Пейзаж, обрамляющий основную часть, не лишен фольклорных элементов. Автор, говоря о силах природы, использует олицетворение, ветер приносит морскую мелодию, подбрасывает листья в костер. Лойко и Радда после смерти становятся призрачными тенями и плывут в воздухе. Слезы Лойки превращаются в капли дождя, а капли крови, сочащиеся из раны на груди Радды, – в огненно-красные звезды.

В своих романтических произведениях Горький использует за основу произведения народного творчества, потому что в них живёт мечта людей о свободной, независимой жизни. Писатель утверждал, что «наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Композиция рассказа Горького «Макар Чудра»
  • «Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!» (по рассказу Горького «Макар Чудра»)
  • Почему любовь Лойко и Радды закончилась так трагически? (по рассказу Горького «Макар Чудра»)
  • Пейзаж и его роль в рассказе Горького «Макар Чудра»