Пейзаж и его роль в рассказе Горького «Макар Чудра»


В рассказе «Макар Чудра» М. Горький проявляет себя как писатель-романтик. В то же время он переосмысливает традиции романтизма в духе современной ему эпохи. Героями произведения являются красивые, сильные, свободолюбивые люди. Любовь и свобода сталкиваются в непримиримом конфликте. Автор используют разные художественные средства, создавая образы героев, раскрывая тему и идею произведения. Одним из таких средств художественной выразительности является пейзаж, который в рассказе выполняет несколько функций: он является фоном для изображаемых событий, способствуют раскрытию идейного содержания, участвует в создании образов, персонажей.

Природа в произведении «живая», она участвует в развитии действия. Ветер находится на берегу бескрайнего моря вместе рассказчиком и Чудрой. Он приносит морскую мелодию, подбрасывает листья в костер, чтобы огонь ярче горел. Безграничное море, бесконечная степь расширяют пространство, что подчеркивает основную проблему рассказа, делает ее более масштабной. Через произведение красной нитью проходит мотив свободы, воли, связанный с морскими и степными просторами. Со свободой связан и мотив дороги, который объединяет кочевую жизнь цыган и путешествие рассказчика с бесконечно странствующими тенями Лойки и Радды.

Безграничность мира природы контрастирует с ограниченным миром людей, о котором Макар говорит, что люди «сбились в кучу и давят друг друга», хотя вокруг такие просторы. Природа даёт человеку всё, что необходимо для жизни, но люди недовольны тем, что имеют, поэтому зависимы от вещей. Они рабы, как только родились, они не слышат говора морской волны, им непонятна ширь степей, воля.


Цыгане – дети природы, им противопоставлен моравский магнат, который думает, что все можно купить, только деньги дают ему свободу и счастье. Он далёк от природы, ему не понять цыганскую душу. Горький, описывая героев, показывает их близость к природе: Лойко, страдающий от любви, похож на сломленное дерево, Макар напоминает дуб, обожженный молнией. Заканчивается произведение описанием природы, в котором рассказчик видит Лойку и Радду как часть пейзажа. Капли крови, сочащиеся из раны девушки, стали огненно-красными звездами, слезы Лойки превратились в дождь.

Романтический пейзаж является фоном, на котором изображается история любви двух гордых, сильных и независимых людей, им нет равных в человеческом мире. Сила их чувств, стремление к свободе под стать только природным стихиям, которые мудрее и сильнее человека, потому что их деятельность подчинена законам вселенной. Пейзаж в рассказе соответствует романтической направленности произведения. Сила и безграничность природы равны силе чувств героев.

Таким образом, описание природы помогает понять идейное содержание произведения, в котором пейзажу отведено значительное место. Он помогает почувствовать энергетику героев, силу их чувств, их любовь к свободе, оценить степень их человеческого достоинства. Они вольные и сильные, как ветер, их чувства обжигают, как огонь, души необъятны, как степь и море. Пейзаж помогает провести параллели между природными стихиями и героями. Он отражает мировоззрение и ощущения самого писателя, его жажду жизни и стремление выйти за рамки привычного мещанского мира.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Композиция рассказа Горького «Макар Чудра»
  • В чём выразилась в рассказе Горького «Макар Чудра» связь с фольклором?
  • «Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!» (по рассказу Горького «Макар Чудра»)
  • Почему любовь Лойко и Радды закончилась так трагически? (по рассказу Горького «Макар Чудра»)