«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)
«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» – эпиграф к булгаковскому роману «Мастер и Маргарита». Данный эпиграф выражает основную мысль всего произведения, через него раскрывается образ Воланда и его свиты.
Воланд в повествовании наказывает безнравственных и порочных людей, которые совершали преступления или думали об этом. То есть Воланд и его свита, наказывая уже существующее зло, делают для окружающих людей добро. Коровьев и Бегемот, которые поджигают дом Грибоедова и торгсин, избавляют москвичей от общественных мест, которые наполнены порочными людьми. Наказывая Босого, свита Воланда пытается сделать так, чтобы Босой больше не брал взяток, чтобы в обществе не было коррупции. Наказывая Варенуху, свита Воланда пытается образумить его и научить никогда не лгать по телефону. Таких примеров в произведении насчитывается много. Поэт и писатель Иван Бездомный, оказавшись в психиатрической клинике, задумывается о собственном творчестве и признает, что оно ужасно. Свита Воланда помогает обществу избавиться от продажных писателей, которые пишут романы на государственный заказ.
Воланд и другие представители нечистой силы в романе не только наказывают, но и награждают. Награду получают Мастер, написавший роман, который несправедливо раскритиковали, и Маргарита, которая между материальным благополучием и бедной любовью выбрала последнее. Воланд дает им покой. Получается, что дьявол в некоторых случаях осознанно совершает добро, а в некоторых случаях приносит обществу пользу, обличая и наказывая общественные и человеческие пороки.
М.А. Булгаков с помощью деятельности Воланда и его свиты передает важную мысль: «Каждому будет дано по его вере». Люди, которые заслужили наказание, должны понести его; люди, которые заслужили получить счастье, получают его. Все те персонажи, которые пострадали от деятельности Воланда и его свиты, являются носителями пороков. Совершая зло, они по своим заслугам получают относительно к себе такое же зло.
Воланд – приверженец справедливости. Он не старается переманить всех людей на сторону зла, он стремится к равновесию сил зла и добра. Воланд понимает, что добро не может существовать без зла, что зло не может существовать без добра. Дьявол задает Левию Матвею вопрос: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?».
Эпиграф показывает, что дьявол, который должен радоваться злу, которое совершается людьми, наоборот, наказывает этих людей. Это говорит о тесной связи добрых и злых начал, невозможности существования только одной силы.
Таким образом, Воланд, являясь сатаной, по своему предназначению стремится к злу, однако совершает для всего общества благо, так как помогает тем, кто заслужил помощи и счастья, и наказывает тех, кто погряз в различных пороках. Это связано с тем, что Воланд сохраняет равновесие между добром и злом, понимая, что без добра зло просто перестанет существовать.