Время и пространство в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


Роман «Мастер и Маргарита», написанный М.А. Булгаковым, имеет особенности в отношении хронотопа. Здесь выделяются различные пространственно-временные отношения.

В произведении можно выделить три мира: мир Ершалаима (главы 2, 16, 25, 26), мир Москвы 30-х гг. XX века (1, 3-15, 17-22, 24, 27-28) и мир Вечности (23, 29-32). Из этого следует, что пространство в романе связано с Древним Ершалаимом, Москвой и миром потусторонним. Категория времени связана с временами далекого прошлого, с тридцатыми годами XX века, а также с вневременными событиями.

Несмотря на то что между ершалаимскими событиями и событиями, произошедшими в Москве, наблюдается достаточно большой промежуток времени, эти события имеют много общего. Проявляется это в первую очередь в системе персонажей. Выделяются персонажи-двойники: Иешуа и Мастер, Левий и Бездомный, Каифа и Берлиоз, Иуда и Алоизий Могарыч, Понтий Пилат и редактор. Поднимая те же самые темы и проблемы, показывая общие черты персонажей разных миров, М.А. Булгаков демонстрирует, что века сменяют друг друга, а люди остаются все теми же.

Мир Ершалаима связан с такими персонажами, как Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Каифа, Иуда, Левий Матвей, Афраний. Мир Москвы связан с Мастером, Маргаритой и многочисленными персонажами-носителями пороков. Мир Вечности связан с Воландом, Коровьевым, Бегемотом, Азазелло, Геллой, Наташей, Иешуа, Левием, Понтием Пилатом, Мастером, Маргаритой. Как видим, в мире Вечности наблюдаются как представители мира Ершалаима, так и мира Москвы. Мир Вечности, таким образом, выступает как своеобразная «скрепа», соединяющее воедино всех важных для раскрытия идеи персонажей.


Мир Москвы представлен реальным и в то же время фантастическим. В повествовании упоминаются Патриаршие пруды, Садовая улица. Но те события, которые происходят благодаря Воланду и его свите, подчеркивают нереальность, фантастичность и гротескность. Стоит отметить, что мир Москвы в отношении пространственных отношений шире, чем мир Ершалаима. Например, Лиходеев перемещается из Москвы с Ялту, Поплавский приезжает в Москву из Киева. Это говорит о том, что Москва – олицетворение всей России.

Шире всех миров является мир Вечности, так как при его описании не упоминается конкретное пространство. Оно вне определенного времени и вне определенного пространства. На это указывает то, что Воланд был у Понтия Пилата, и то, что он вместе со своей свитой находится в Москве, где происходят многочисленные сверхъестественные события.

Важно, что в начале произведения раскрываются мир Москвы 30-х гг. и мир Ершалаима, который становится предметом описания в романе Мастера. Лишь ближе к финалу произведения миры сливаются воедино, и особое внимание уделяется миру Вечности. Маргарита и безымянный Мастер уходят из мира Москвы и переходят в мир Вечности. Читатели узнают о том, что в мире Вечности находится и Иешуа, и Левий Матвей, и Понтий Пилат, ожидающий встречи с философом-бродягой.

Таким образом, в булгаковском романе воедино слиты три мира: Ершалаима, Москвы и Вечности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема одиночества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Почему не увидела свет рукопись Мастера? (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)
  • Истинные и мнимые ценности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)