Язык повести Гоголя «Нос»


Николай Васильевич Гоголь – мастер художественного слова. Его произведения отличаются разнообразием тропов. Автор использует их для создания ярких и необычных образов.

Так, например, в повести «Нос» для создания образа носа Гоголь применяет гротеск. Это средство выразительности помогает представить все величие и шик господина в золотом мундире и шляпе. Коллежский асессор Ковалев, проснувшись утром, обнаруживает пропажу собственного носа. С таким уродством герой смириться не может и направляется на поиски. Путь его лежит к обер-полицмейстеру. И какого же удивление Ковалева, когда он встречается с собственным носом. Только вот теперь орган живет своей жизнью, независимой от хозяина. Гоголь очеловечивает нос. Господин к тому же еще и занимает более высокий ранг, он, как считает майор, наверное, тайный советник. Нос разъезжает по городу с визитами, молится в Казанском соборе, даже пытается сбежать за границу.

Кроме названной ситуации в языке Гоголя есть еще комическое преувеличение. Касается оно выстраивания взаимоотношений между людьми разных социальных статусов. Так Ковалев долго сомневается, прежде чем подойти к собственному носу. Меняет свое поведение и цирюльник, Иван Яковлевич, раньше во время бриться он так трепал носы своих клиентов, что те еле держались на своих местах. Теперь же он выполняет работу бережно и осторожно, а к носу и совсем не прикасается.


Конечно, такой прием в литературе не нов. Но олицетворение Гоголя достигает огромных масштабов. Нос начинает жить отдельно от хозяина. Он на полных правах вращается в обществе, знает себе цену, проблемы Ковалева его совершенно не интересуют. Он включается в тот порядок, который царит в обществе. Благодаря своему достаточно высокому статусу нос также пренебрежительно относится к майору, как Ковалев ведет себя с извозчиками и цирюльником. Герои будто меняются местами. Теперь нос живет сам по себе, он не чья-то часть, каким был раньше.

В повести «Нос» Гоголь использует широкий языковой инструментарий. Помимо гротеска или простого преувеличения писатель иронизирует и подсмеивается над своими героями. Так, например, Ковалев постоянно волочится за хорошенькими женщинами. И автор обыгрывает это его качество. Во время молитвы Ковалев отвлекается на даму в шляпке и теряет нос из виду. Гоголь подчеркивает тот факт, что майора не интересует Бог, он даже забывает об отсутствии носа, когда в поле зрения оказывается миловидная женщина. Высмеивает героя, применяя такой прием, как юмор, Гоголь и в другой ситуации, когда, например, Ковалев не желает называть фамилию, но просит опубликовать объявление о пропаже носа.

Подсмеивается он, и рисуя портрет доктора, живущего по соседству с майором. У доктора не только прекрасные усы, черного цвета, похожего на смоль. У него есть еще и здоровая докторша. Такое ироничное описание лекаря напрочь лишает желания довериться этому человеку.

Николай Васильевич – непревзойденный талант. Язык его произведений богат и разнообразен.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания повести Гоголя «Нос»
  • Фантастическое и реальное в повести Гоголя «Нос»
  • Говорящие фамилии в повести Гоголя «Нос»
  • Какие пороки раскрывает Гоголь в Ковалёве? (по повести «Нос»)