Юмор в рассказе Шукшина «Критики»


Все произведения Василия Шукшина показывают героев в обычной обстановке, приближая их к простым людям. Для этого автор использует юмор, благодаря которому персонажи завоевывают любовь читателей и понимают то, о чем хотел сказать писатель.

В рассказе «Критики» главные герои, дедушка и внук, ходят в клуб, смотрят фильмы и активно их обсуждают. Именно эта критика вызывает улыбку и хорошее настроение. Но рассказы Шукшина тем и хороши, что его теплый семейный юмор переходит в печаль, а иногда и в трагедию, обнажая тем самым важные проблемы общества.

На своих героев автор смотрит с иронией, но он не смеется над их чувствами, а раскрывает характеры. Тимофей Макарович немного глуховат, поэтому иногда не разбирает, что говорят герои. Когда в зале раздается его одинокий смех, тогда Петька шепчет ему, что не нужно вести себя как дурак. Потом передает, что на самом деле сказали в фильме. Но упрямый старик упорно стоит на своей точке зрения. Этот эпизод вызывает безобидный смех.

Самое смешное в произведении — критика деда. Нельзя без улыбки читать о том, как чувствительный и сентиментальный старик начинает вспоминать свою молодость. Он внимательно и напряженно наблюдает за дракой, советует, выбирает сильнейшего. А вот фальшь чувствует сразу. Например, говорит, что дерутся «понарошку». Со знанием дела поясняет, что нос — слабое место, поэтому кровь и течет.


Не менее смешно Тимофей Макарович рассуждает о любви. Он говорит о том, что Ваня, дурачок какой-то, ходит и поет. Значит, он «несурьезный». А раньше, если парень любил, обходил девушку за три улицы, стеснялся.

Все эти моменты позволяют понять, насколько главные герои наивны, просты, чудаковаты. Но их увлечение не разделяют другие люди. В этом кроется трагизм истории. Петькин отец, милиционер пытаются шутить, но у них это не получается. Их слова вызывают совсем другие чувства — обиду и непонимание происходящего. Например, сын шепчет гостям, что вечерами дед учит уроки с внуком, а сам ни в зуб ногой. Но эта шутка не находит отклика.

Совершенно по-другому показан милиционер Кибяков. Текст его протокола вызывает усмешку. Читатель сразу понимает, что перед ним недалекий, необразованный человек, которому чужды чувства. Он следует закону и тоже пытается шутить. Только его слова о тюрьме не вызывают смеха, а, наоборот, имеют зловещую окраску, называют вещи своими именами. Дед идет в тюрьму, так как его надо наказать.

В результате контраст юмора и трагедии показывает конфликт с разных сторон. Мы сразу же можем определить, на чью сторону встать. Уважение, сожаление вызывает Тимофей Макарович, а не пострадавшая сторона — Петькин отец и гости. Бедный старик, связанный и униженный, отстоял свое человеческое достоинство, хоть и не очень мирным способом.

Таким образом, юмор — это средство, которое помогает сделать правильные выводы. Главное в нашей жизни — относиться к пожилым людям с любовью и пониманием. Не осуждать, не критиковать, а стараться сделать так, чтобы родной человек чувствовал тепло души.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение Шукшина к героям рассказа «Критики»
  • Чем схожи рассказы Шукшина «Чудик», «Срезал», «Критики»?
  • Мое продолжение рассказа Шукшина «Критики»
  • Отзыв о рассказе Шукшина «Критики»