Чем может быть ценен для детей опыт отцов?


На протяжении всего существования человечества говорится о важности преемственности поколений, поскольку опыт прошлого помогает людям настоящего. Наблюдая за жизнью своих предков, анализируя те принципы, согласно которым они жили, младшее поколение понимает, что может помочь, а что будет препятствовать улучшению условий жизни.

О ценности опыта старшего поколения в жизни младшего поколения рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» обращается внимание на то, какое место в жизни Петра Гринева занимало отцовское наставление-пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду». Такой наказ Андрей Петрович дает сыну не просто так, читатель видит, что герой сам является человеком чести. Поведение отца не могло не стать примером для Петра Гринева, который почувствовал ответственность, оказавшись на службе, куда сначала не хотел отправляться. Петр Гринев остается верным наказу Андрея Петровича, особое внимание уделяя собственной чести и чести своей возлюбленной Маши Мироновой. Перед отправлением на службу в Белогорскую крепость отец главного героя также призывает его «служить верно, кому присягнешь». В повествовании показано, что Андрей Петрович считал, что страшна не казнь, а то, что дворянин «изменил своей присяге, соединился с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями». Читатель видит, что та преданность, которой учил Андрей Петрович своего сына, действительно была яркой чертой Петра Гринева, который отказался переходить на сторону пугачевцев, аргументируя это тем, что он «присягал государыне императрице», поэтому не может служить Емельяну Пугачеву. Неслучайно помещая в повесть образ Андрея Петровича, А.С. Пушкин показал, что главный герой стал таким принципиальным и верным Родине человеком не без причины, он брал пример со своего отца, внимая его советам и наказам.

Над тем, чем может быть ценен для детей опыт отцов, заставляет задуматься и роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Автор неслучайно начинает свое произведение описанием жизни и быта «старых людей», ярким представителем которых является мать Веры Розальской – Марья Алексеевна, которая, привыкнув к общественной несправедливости, пыталась и свою дочь выдать замуж за нелюбимого ею человека. И только после Н.Г. Чернышевский демонстрирует зарождение и развитие «новых людей», к которым относятся Вера Павловна Розальская, Дмитрий Лопухов и Александр Кирсанов. В романе показано, что «новые люди» появились в противовес «старым людям». Н.Г. Чернышевский отмечает: «новые люди произрастают не в теплицах; они вырастают среди окружающей их пошлости и ценой громадных усилий должны преодолевать опутывающие их связи со старым миром». Анализируя и не соглашаясь с принципами, согласно которым живут «старые люди», «новые люди» пришли к выводам о том, что нужно изменить в обществе, чтобы улучшить существование. Получается, что опыт предков помогал «новым людям» в осознании того, что нужно и что не нужно делать, чтобы прийти к «светлому и прекрасному будущему». Н.Г. Чернышевский выражает мысль о том, что без опыта «старых людей» появление «новых людей» было бы невозможным.

Таким образом, и положительный, и отрицательный опыт «отцов» может помочь «детям», которые будут понимать, что помогает и что мешает личностному и общественному развитию.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • Могут ли идейные разногласия отцов и детей оказаться сильнее родственных связей?
  • Всегда ли конфликт поколений – это противостояние старого и нового?
  • Согласны ли Вы с утверждением Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
  • Какая общая цель способна объединить представителей разных поколений?