Всегда ли конфликт поколений – это противостояние старого и нового?


Конфликт поколений нередко называют соперничеством «старого» и «нового», но всегда ли происходит именно так? Между отдельными представителями старшего и младшего поколений часто возникают разногласия из-за разного отношения к окружающей действительности.

Чтобы подтвердить вышесказанную позицию, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.


В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрирован конфликт мировоззрений. Это не борьба «старого» и «нового», поскольку Аркадий одного возраста с Евгением Базаровым, но взглядами он больше похож на своих отца и дядю. Помещая в повествование образ Аркадия, который осознает, что не является нигилистом, образы Ситникова и Кукшиной, нигилизм которых высмеивается, автор подчеркивает, что Евгений Базаров – не представитель «нового», он одинок среди всех системы персонажей. То, за что вступал Базаров, не распространилось в обществе, следовательно, нигилизм главного героя нельзя назвать «новым». И.С. Тургенев демонстрирует не столько конфликт поколений, сколько конфликт мировоззрений. Павел Петрович Кирсанов гордится тем, что является дворянином, Евгений Базаров же, являясь разночинцем, утверждает, что аристократия уже устарела, что она только тормозит общественное развитие. Базаров с гордостью говорит о том, что его дед «землю пахал», он не поддерживает аристократические манеры Павла Петровича. Кирсанов же раздражается от того, что с ним ведет спор совсем еще юноша, который ничего не смыслит в жизни. Разное отношение к дворянству демонстрирует то, что перед нами конфликт между дворянами-либералами и революционными демократами. Здесь нет «нового» и «старого», здесь есть две существующие наравне друг с другом точки зрения.

Своеобразный конфликт поколений отражен и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». То, что в финале произведения показано, что Чацкий, которого все в доме Фамусова посчитали сумасшедшим, уезжает из Москвы, указывает на то, что жизнь так называемого фамусовского общества останется прежней. Нельзя точно сказать о том, что в центре комедии находится конфликт поколений, поскольку представителями молодежи является не только Чацкий, но и Молчалин, живущий по правилам «фамусовского общества», и Софья, которая не бунтует против тех принципов, согласно которым живет ее отец. Просто Чацкий, который имел возможность увидеть жизнь за границей, имел другое мнение относительно того, какой должна быть жизнь в России. Если «фамусовское общество» стремилось к высокому положению в обществе, к обретению богатств и славы в своих кругах, то Чацкий призывает служить, а не «прислуживаться», оценивать людей не по их социальному и материальному статусу, а по их нравственным качествам. А.С. Грибоедов показал противостояние мировоззрений.

Таким образом, конфликт поколений не всегда обозначает то, что старшее поколение защищает «старое», а младшее – выступает за «новое», споры могут вестись между отдельными представителями разных поколений, их конфликт основывается на разнице мировоззрений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  • Могут ли идейные разногласия отцов и детей оказаться сильнее родственных связей?
  • Согласны ли Вы с утверждением Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
  • Какая общая цель способна объединить представителей разных поколений?