Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Вечерня»
Карл Павлович Брюллов (12.12.1799–23.06.1852), русский художник первой величины, написал картину «Вечерня» в 1825 году, в пору своего становления. Это небольшое полотно (52.5 × 42.6 см) написано маслом.
По жанру произведение относится к разряду жанровых сцен. Художник находился в Италии, писал сюжетные картины на основе своих впечатлений. Так он изобразил момент из жизни прихожан храма во время вечерней службы.
Формат полотна вытянут по вертикали в соответствии с высокими сводами строения, что придаёт картине возвышенность. Композиция многофигурная, статичная. Построение изображения в целом горизонтально-вертикальное (линейное).
На переднем плане — христиане, опустившиеся на колени на ступенях храма, у входа, так как внутри он уже заполнен людьми. Ближе всего к зрителю, в левом нижнем углу картины скромно одетая прихожанка с мальчиком лет трёх, который капризничает, крутится, не желая сидеть спокойно. У матери же серьёзное, молитвенное настроение.
Ступенью выше, изображён почтенный старец в ниспадающих белых одеждах. Он смиренно склонил голову. Справа от него, чуть выше, только что взошла на крыльцо молодая итальянка в яркой одежде. Она ещё оглядывается на кого-то, на лице её нежный румянец, покров сползает с головы. Видно, что мысли девушки не о службе.
Средний план — верхняя ступень лестницы, где у колонны храма, слева, расположился мужчина средних лет, благородного вида, в полосатом чёрно-красном костюме с жёлтой перевязью. Рядом с ним, за фигурой молодой итальянки, видна дама в платье с зелёным верхом и бежевой юбкой.
Задний план — арки, своды, озарённые мягким свечным светом, множество людей. Вдалеке — силуэт священника у алтаря.
Цветовая гамма выдержана в тёплых тонах: желтых, коричневых, красных. Разбавляет их сине-зелёный цвет в платьях женщин. Краски насыщенные и одновременно приглушённые. Золотисто-коричневые тона внутри храма как нельзя лучше передают его величественность и теплоту вечернего богослужения. Картина молодого Брюллова с медовым тоном красок вызывает ассоциации с работами старых мастеров.
Свет от неяркого вечернего солнца мягок. Он вносит оттенок желтизны в колорит полотна. Ступени, колонна, белая одежда старика приобрели желтоватый оттенок. Косыми лучами падает солнце с правой стороны картины, и влево ложатся тени от молящихся прихожан, от колонны. В глубине церкви мерцают огоньки свечей. Они озаряют алтарь и арки праздничным светом, который рассеивается в вышине сводов.
Идея картины — показать одно из мгновений человеческой жизни, когда сочетается в ней важное и обыденное. Изображён христианский храм, связывающий человека с вечностью. Прихожане разные, и они по-разному воспринимают службу и осознают её важность.
В позе старика заметно благоговение (мирское его уже мало беспокоит), женщина с ребёнком внимает с почтением. Девушку в яркой одежде мысли о вечном пока не одолевают, она просто с детства приучена ходить на службы. Благородный господин, возможно, пришёл к вечерне, потому что ему так положено по статусу.
Картина К.П. Брюллова «Вечерня» хранится в Третьяковской галерее, в Москве. Работа молодого художника притягательна мягкостью и глубиной колорита, а также психологизмом в изображении персонажей.