Сочинение-описание по картине Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»


«Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» - Николай Ге


Картину «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» Николай Ге, портретист и мастер исторической живописи, написал в 1875 году. Работа выполнена на небольшом холсте (78 × 103 см), техника — масло.

Произведение создано автором в историческом жанре. Замыслу картины послужил визит Ивана Пущина, лицейского друга Пушкина, к Александру Сергеевичу, отбывающему ссылку в селе Михайловском за атеистические высказывания. Для правдивого изображения быта Пушкинской поры художник посетил Михайловское, осмотрел дом поэта, беседовал с сёстрами Керн. Не доверяя прижизненным изображениям Пушкина, Ге для своей работы использовал его посмертную маску.

Композиция диагональная: линии потолка, солнечный блик на стене, тень оконной рамы. В картине нет статики: приподнятое настроение, радость в лицах, оживлённость в жестах и позах героев.

На первом плане, ближе всего к зрителю, изображён Иван Пущин. Он сидит справа, в кресле, закинув ногу на ногу, сцепив на колене руки. В улыбке Пущина заметна грусть. Он состоит в тайном обществе, знает о предстоящем восстании и понимает, что эта встреча с другом может быть последней. Слева на полу лежит сброшенная им верхняя одежда. В центре расположена фигура Пушкина. Он стоит лицом к зрителю, вдохновенно читает комедию Грибоедова, которую привёз Пущин. Правая рука поэта вытянута вперёд в артистичном жесте, усиливающем выразительность чтения.

Средний план. Справа — красная ширма, слева — стол, крытый зелёной скатертью, заваленный бумагами. Рядом стул, с которого встал Пушкин. За столом сидит с вязанием няня Арина Родионовна и с любовью смотрит на Александра Сергеевича, радуясь, что у него сегодня счастливый день.


На заднем плане слева виднеется дверной косяк, за ним — спинка дивана, выше на стене — яркое солнечное пятно с тенью оконной рамы. Угол комнаты занимает камин, обложенный плиткой. Справа — две полки с книгами.

Обстановка комнаты скромная, рабочая. Очевидно, что книги и бумаги здесь главное.

Цветовая палитра произведения выдержана в тёплых тонах: желто-коричневый, оранжево-красный. Эту гамму разбавляет зелень скатерти, светлый тон стен и камина. Краски картины передают душевную домашнюю атмосферу.

Яркий солнечный свет падает слева из окна. Он придаёт желтоватый оттенок всей обстановке. За окном зима, и тем больше тепла и уюта вносят солнечные лучи. Невольно вспоминаются строчки из стихотворения Александра Сергеевича «Зимнее утро»: «Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь…».

Идея произведения — передать настроение этого дня, радость встречи. Впереди трагическое событие, и друзья больше не увидятся, но сейчас они счастливы.

Современники не оценили по достоинству эту картину Ге после его шедевра «Пётр I допрашивает царевича Алексея…», считая, что у художника лучше получилось словесное описание сюжета. Однако потомки отдают должное полотну, где запечатлено настроение радости и щемящей грусти. Произведение экспонируется в Харьковском художественном музее и вызывает неизменный интерес посетителей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Что есть истина? (Христос и Пилат)»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Тайная вечеря»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Вестники Воскресения. 1867»