Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»


Главная особенность романтического героя заключается в непринятии окружающей действительности. Реальная жить кажется им пресной, а общество глупым и бездуховным. Они делят мир на «чёрное» и «белое», где второе является их идеалом, к которому они стремятся, а душа романтического героя тяготит к прекрасному: к искусству, эстетике. Так в литературоведении утвердилось понятие романтического двоемирия.

Как ни странно, сам термин официально был введён лишь в XX веке благодаря Фаддею Зелинскому - российскому и польскому антиковеду и филологу. До этого времени само слово «двоемирие» писалось в кавычках и чаще применялось относительно творчества Гофмана, а в своих статьях критики акцентировали внимание на авторскую гротескность изображения реального мира, искажённого восприятием романтического героя. Поэтому при чтении произведений новеллиста тяжело уловить тонкую грань между сном и явью.

То же самое чувство возникает при чтении гофманского «Щелкунчика», ставшего культовым символом Рождества и чуда. Но так ли фантастичны события, происходящие с Мари Штальбаум, как может показаться на первый взгляд? В чём заключается особенность романтического двоемирия в контексте сказки «Щелкунчик и мышиный король»?

Основные рассуждения начать следует с того, что, по сравнению с другими членами семьи Штальбаум, главная героиня смотрится более мечтательной. Одно желание Мари получить в качестве подарка на Рождество сад с лебедями, которые едят марципан - уже говорит о многом. Даже брат Фриц понимал, что крёстному не по силам соорудить подобное, несмотря на любовь Дроссельмейера к сложным механизмам. Но семилетняя девочка надежды не теряла.


Загадочное появление Щелкунчика при вручении подарков детям семьи Штальбаум на рождество вызвало интерес со стороны Мари. Тем более, он выделялся среди других игрушек своей внешней непривлекательностью, что не оттолкнуло главную героиню, а напротив, ей стало жаль своего нового друга. Именно после этого эпизода девочка «погружается» в свой мир чудес и иллюзий. Преодолев вместе с Щелкунчиком испытания в виде козней семиглавого Мышиного короля - сына Мышильды, они отправились путешествовать в сказочную страну и посетили Марципановый замок. Там же она замечает тех самых лебедей, плывущих по озеру, о которых она мечтала.

Мир Мари слабо сопоставим с реальностью. Некоторые читатели были убеждены в том, что все сновидения героини связаны с её серьёзным ранением о стекло во время игры в куклы. Тогда хирург Вендельштерн предупредил семью, что у девочки горячка, возможно, это предсмертные видения главной героини.

Настоящий мир, в котором фантазии и мечты семилетней героини неосуществимы, более мрачен, но Штальбаум сложно признать этот факт, как бы родители не старались переубедить её. Единственное, в отличие от типичного романтического героя, Мари не переживает разочарования.

Таким образом, принцип двоемирия в «Щелкунчике» проходит через образ младшей из Штальбаум. Гофман умышленно резко противопоставляет девочку с другими членами семьи, чтобы на контрасте показать их отношение к жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие чудеса начинаются в жизни Мари с момента появления в доме Щелкунчика? (по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)
  • Особенности волшебного мира сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Чем либретто балета Чайковского «Щелкунчик» отличается от сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»?
  • Отзыв о сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»