Особенности волшебного мира сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»


Вокруг гофманской истории о Щелкунчике и Мари Штальбаум всегда ходило много предположений, которые значительно расходились среди читателей. Для одной группы людей сказка стала символом чудес, происходящих в рождественскую ночь. Другие же, напротив, утверждали, что в данном произведении сюжет более трагичен, нежели чем может показаться на первый взгляд, а Мари Штальбаум находится в предсмертном состоянии и заболевает горячкой, отчего начинает путать сон с явью.

Простая жизнь с неживыми игрушками у главной героини ассоциируется со скукой, даже дворец с двигающимися фигурками не вызывает особого впечатления, ведь они ограничены в движении. То же самое чувствует девочка: мечты о замке с лебедями мало сопоставимы с реальностью, даже брат Фриц сказал, что Дроссельмейеру не по силам сотворить подобное при всём его мастерстве и таланте.

Главная героиня погружается в свой мир, в котором воплощаются её желания. Но сподвиг на это Мари именно Щелкунчик. Находясь под впечатлением от подаренной на Рождество игрушки, Штальбаум не замечает, как засыпает в гостиной, где потом девочку, окружённую игрушками, находит мама. Позже выяснилось, что девочка сильно порезала руку во время игры и потеряла сознание, а ожившие игрушки являлись лишь плодами её воображения. Так что характерно для волшебного мира Мари Штальбаум? В чём заключаются его особенности?


Мир главной героини противопоставлен реальности. Стоит взять как пример те же игрушки, которые в сновидениях девочки оживают и устраивают битву против Мышиного короля и его армии. А Щелкунчик вообще становится её другом: она начинает сочувствовать ему, как живому, даже видит на его лице эмоции, также готова помогать герою. В первом сне Мари бросает туфлю в злодея, который ещё немного и смог бы загрызть Щелкунчика. Также без особых проблем Штальбаум удаётся уговорить брата одолжить для своего друга саблю, чтобы победить Мышиного короля. Победа над злом означала то, что в мире Мари добро побеждает зло, которому нет здесь места.

В жизни же главная героиня не подозревает о том, что крёстный, которого она искренне любила и считала хорошим человеком, на самом деле, является воплощением зла. Дроссельмейер отказывается при починке Щелкунчика приделывать ему саблю, якобы это не его задача, хотя старший советник суда всё знал, но хотел, чтобы Мари сама прошла через испытания. Поэтому он уверяет крестницу, что та должна сама спасти своего друга. Реальный мир более жесток: родители не верят дочери, обвиняя во всём болезнь, а уважаемый семьёй Штальбаум Дроссельмейер вообще подставляет девочку, говоря, что золотые короны достались не от мышиного короля, а вообще якобы были когда-то частью его подарка, о чём ни Мари, ни другие члены семьи не помнят.

Зато в мире девочки царит гармония и уют. После смерти Мышиного короля Щелкунчик и семилетняя Штальбаум отправляются в сказочную страну, где она видит тот самый сад и лебедей. А расколдованный Щелкунчик предстаёт перед ней в образе прекрасного юноши, и делает Мари предложение руки и сердца, чтобы они оба стали управлять Марципановым замком и зажили счастливо.

Таким образом, главным символом волшебного мира становится несокрушимая победа добра над злом и наличие различных превращений. Сюда относится как сам Щелкунчик, ставший человеком, так и куклы Мари.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие чудеса начинаются в жизни Мари с момента появления в доме Щелкунчика? (по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)
  • Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Чем либретто балета Чайковского «Щелкунчик» отличается от сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»?
  • Отзыв о сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»