Отзыв о сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»


Одно из распространенных заблуждений - что сказки предназначены только для детей, но это не совсем так. Иногда на первый взгляд может показаться, что тексты данного жанра не несут в себе особую смысловую нагрузку и в принципе далеки от реальности. В первую очередь важно отметить, что сказки становятся одними из первых источников нравственности для юного поколения, ибо в них поднимаются извечные проблемы человечества, а на примере судеб героев дети понимают, как поступать по чести, и почему добро побеждает зло.

Однако если углубляться в содержание сказок, то можно найти много символов и литературных приёмов, требующих анализа для лучшего понимания. Если обращаться к опыту зарубежных авторов, то одним из таких произведений стала немецкая повесть-сказка «Щелкунчик и мышиный король» Э. Гофмана, написанная в XIX веке, но любимая публикой по сей день. И на это есть свои причины.

Во-первых, сама сказка давно стала символом Нового года, и у многих ассоциируется с детством. Не стоит забывать о том, что сюжет «Щелкунчика» был несколько переработан Александром Дюма, который убрал из текста мрачные эпизоды, при этом сохранив основной посыл произведения. В оригинале же всё складывается не настолько хорошо, но от этого история о Щелкунчике не становится менее интригующей.


Во-вторых, «Щелкунчик и мышиный король» написан согласно принципам литературного направления романтизма в авторском переосмыслении. Конфликт между Мари Штальбаум и её родителями возникает на почве вымышленного идеального мира главной героини, который реален только во снах, но не наяву. Проблема заключалась в том, что семилетняя девочка потеряла грань между окружающей действительностью и своими фантазиями. Вероятнее всего, это последствия болезни - горячки. Чем больше Мари погружалась в мечты, тем сильнее она отдалялась от семьи.

Другими словами, в тексте утверждается принцип романтического двоемирия: у героя складываются свои представления о прекрасном мире. Самая значимая мечта для Штальбаум - это роскошный сад с лебедями, он же мелькает в последнем её сновидении, когда они с Щелкунчиком отправляются в волшебную страну после победы над Мышиным королём.

Финал сказки неоднозначен. Некоторые читатели предполагают, что в конце Мари Штальбаум всё-таки умирает, а предложение от Щелкунчика стать королевой волшебной страны и править Марципановым замком становится последней фантазией главной героини. С данным суждением можно согласиться, только сам Гофман на протяжении всей сказки пытается убедить читателей в достоверности происходящего, возможно, это тоже является своеобразным авторским приёмом, чтобы ввести в заблуждение и дать возможность поразмыслить и сделать свои выводы.

Таким образом, «Щелкунчика и мышиного короля» можно порекомендовать не только детям, но и тем читателям, которые любят самостоятельно проводить литературный анализ прочитанного. Главное преимущество истории Гофмана и заключается в том, что он даёт читателям возможность рассмотреть разные точки зрения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие чудеса начинаются в жизни Мари с момента появления в доме Щелкунчика? (по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)
  • Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Особенности волшебного мира сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Чем либретто балета Чайковского «Щелкунчик» отличается от сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»?