История создания сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»


Немногие люди задумываются о том, что история Щелкунчика изначально не являлась доброй детской сказкой, а известный на весь мир балет П.И. Чайковского основан вовсе не на Гофманской оригинальной версии, а на её сюжетной адаптации в форме либретто по инициативе Александра Дюма. Отсюда и появилось стереотипное представление о сказке «Щелкунчик и мышиный король». Для того, чтобы понять основную идею текста и какую мысль хотел донести до читателей автор, следует обратиться к самой истории создания произведения, а она не менее интересна, чем сам сюжет с его композиционными и смысловыми особенностями.

Немецкий писатель-романтик и деятель искусств XIX века Эрнст Теодор Амадей Гофман (урождённый Вильгельм) в своё время творчески развивался согласно идеям йенского романтизма. Однако в его исполнении данное направление приобрело более трагический характер и осмысление действительности без прикрас.

Помимо написания новелл, Гофман создавал и сказочные произведения. Поспособствовало этому знакомство с Юлиусом Гитцигом (1780-1849) - юристом и любителем литературы. У него было двое детей: Фриц и Мари, для которых новеллист и стал сочинять сказки. Именно они стали прототипами главных героев «Щелкунчика и мышиного короля» - Фрица и Мари. Более того, в тексте отобразились и особенности их характеров. Сама работа над сюжетом осуществлялась с конца октября 1816 года и вплоть до 16 ноября того же года, а к декабрю были готовы 4 экземпляра сказки.

Несмотря на то, что к личности Гофмана на родине относились неоднозначно из-за скандальной истории любви к замужней женщине Доре Хатт, вышедший в свет «Щелкунчик и мышиный король» почти сразу заинтересовал публику. В России же книга начала обретать популярность уже после смерти автора. В начале 30-х история о Щелкунчике постепенно распространилась в литературных салонах Москвы и Петербурга. Так чем же заинтересовала сказка, написанная в духе романтизма, отечественных и зарубежных читателей?


Действие в «Щелкунчике» разворачивается накануне рождества. Двум детям - Фрицу и Мари дарят в подарок Щелкунчика, который в немецком романтизме символизирует защиту дома от злых духов. Несмотря на пугающий внешний вид игрушки, Мари находит в нем нечто прекрасное, а, погрузившись в мир фантазий и ночных иллюзий, девочка узнает, что Щелкунчик является заколдованным принцем - племянником крёстного Дроссельмейера. В дальнейшем она помогает новому знакомому в битве с Мышиным королем.

Основной идеей Гофмана является попытка показать, что только человеческое добро и отзывчивость способны творить чудеса. Олицетворением этих качеств стали главные герои сказки - Щелкунчик и Мари, которая бескорыстно помогала заколдованному принцу.

Нельзя не упомянуть о том, что в сказке утверждён принцип романтического двоемирия. Первый - мир реальности и окружающей действительности, в котором родители не верят рассказам девочки, второй - мир иллюзии и фантазий главной героини, где с ней и происходят различные ночные приключения.

Мнение публики о происходящем с Мари разделилось на несколько суждений: одни убеждены в том, что всё происходящее с героиней становится следствием её болезни, другие же утверждают, что это обычные сны. Однако у Гофмана не было цели преподнести историю о Щелкунчике как нечто фантастическое, напротив, он пытается преподнести данную историю читателям как реальность.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Особенности композиции сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Реальное и чудесное в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Почему автор показывает Щелкунчика после прекрасных подарков? (по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)