Особенности композиции сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»


Творчество кёнигсбергского писателя-новеллиста Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822) своеобразно, а местами произведения кажутся чересчур мрачными. Однако его субъективное восприятие романтизма послужило «толчком» для развития данного направления в стране. Он по-своему интерпретировал суть йенского романтизма и, в отличие от других его последователей, ушёл от иллюзий и переосмыслил соотношение идеала и действительности, сохранив при этом идею синтеза искусств и его влияния на развитие мира.

Многие критики особенно отмечали в произведениях Гофмана слияние двух миров: фантастического и реального, в котором одно не исключало другого, а скорее, дополняло. Подобная двойственность прослеживается и в его известной повести-сказке «Щелкунчик и мышиный король», где семилетняя Мари Штальбаум теряет грань между сном и явью, что вызывает недопонимание со стороны других членов семьи. Однако это далеко не единственная особенность данной истории. Важной составляющей текста является его композиция, что отчасти передает и саму идею автора. Так какая же композиция в «Щелкунчике»? Чтобы ответить на выше поставленный вопрос, обратимся к содержанию произведения.

Поначалу кажется, что события разворачиваются в хронологическом порядке, что является признаком линейной композиции в литературе. Основное действие происходит накануне Рождества и обозначается датой 24 декабря. В доме советника медицины Штальбаум царит предпраздничная атмосфера, а брат с сестрой - Мари и Фриц, гадают, что же им подарят родители в этом году. Девочка мечтает о саде с лебедями, которых можно будет кормить марципаном, а мальчик хочет получить крепость для своих солдатиков. Фантазии семилетней девочки не под силу воплотить в реальность даже опытному мастеру Дроссельмейеру, а его замок с движущимися фигурами детей уже не удивляет.


Внимание Мари пало на нечто другое - нескладного Щелкунчика. Появление игрушки претворяет чудеса в жизнь главной героини. В ту же ночь девочке снится сон, в котором происходит битва между её новым другом и армией Мышиного короля. Но наутро выясняется, что Мари накануне чересчур увлеклась игрой и порезала руку, а сильная потеря крови вызвала горячку, по словам хирурга Вендельштерна.

Дроссельмейер, решивший навестить больную крестницу, рассказывает детям сказку о твёрдом орехе, которой посвящены отдельные главы в «Щелкунчике». История, рассказанная советником суда, выглядит как отдельное произведение, что утверждает рамочную композицию в сказке или, по-другому, «рассказ в рассказе».

В сказке о твёрдом орехе повествуется о заколдованной принцессе Пирлипат. Обиженная на её родителей Мышильда наложила на девочку злые чары в отместку за убийство её мышиной семьи, а снять заклятье с героини мог только юноша, сумевший разгрызть орех кракатук. Но Мышильда помешала ритуалу, отчего найденный юноша превратился в Щелкунчика. Мари Штальбаум осознала, что многие события из сказки перекликаются с её жизнью, а семиглавый Мышиный король является выжившим сыном Мышильды.

Таким образом, композиция в сказке о Щелкунчике особенна тем, что в ней буквально перекликаются сюжеты двух отдельных историй, а главная героиня проводит параллель произошедших с ней событий со сказкой о твёрдом орехе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • История создания сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Реальное и чудесное в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Почему автор показывает Щелкунчика после прекрасных подарков? (по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)