Реальное и чудесное в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»


Мнение по поводу подлинной гофманской идеи создания «Щелкунчика и мышиного короля» среди литературоведов и читателей расходятся. Устоявшееся в обществе мнение, что данная сказка - обычная история о волшебстве в Рождественскую ночь, и что человеческое добро всегда побеждает зло является отнюдь не тем, что на самом деле хотел сказать автор.

Не стоит забывать о том, что произведение изначально написано согласно канонам литературного направления романтизм. А романтической героиней является семилетняя Мари Штальбаум, которой снится ряд сновидений с приключениями игрушек.

Девочка настолько впечатляется образом Щелкунчика, что начинает видеть в нём проявление человеческих эмоций, а автор, в свою очередь, нарочно создаёт читателю иллюзию реальности происходящих событий посредством обращений. Так где в сказке «реальное», а где «чудесное»? И есть ли вообще что-то волшебное в данной истории? В чём заключается авторская ирония? Обратимся к содержанию самой сказки.

Действие происходит в доме советника врача Штальбаума накануне Рождества. В семье проживает трое детей: Мари, Фриц и Луиза, но последняя не играет значимой роли в сюжете. Первые двое рассуждали о том, что же им подарят родители в этом году. Здесь сразу стоит обратить внимание на одну важную деталь.

Желания Мари оказываются слишком фантастическими, по сравнению с мечтой брата о крепости для солдатиков. Девочка же представляет себе целый сад с лебедями, которых можно кормить марципаном. Можно сказать, что Штальбаум изначально далека от реальности и питает себя иллюзиями. Она более кроткая и уязвимая, чем Фриц, оттого и сильнее подвержена чужому влиянию.

Неоднозначная фигура в сказке - старший советник суда Дроссельмейер, он же крёстный детей Штальбаум. С виду герой создаёт впечатление доброго чудака-мастера, который может соорудить, что угодно: даже игрушечный дворец с двигающимися фигурами. Однако Мари больше притягивает именно непривлекательный Щелкунчик, а под впечатлением от увиденного, ей снится сон с ожившими игрушками, воюющими против её нового друга, мышами. Здесь «реальное» и обрывается.


На следующий день выясняется, что девочка порезала руку и потеряла много крови, на фоне чего началась горячка. Фантазиям Мари не верят, а крёстный в её глазах становится гадким. В сновидении Штальбаум он мог напугать мышей, но не сделал этого, отчего Мышиный король чуть не загрыз Щелкунчика, если бы героиня не бросила в него туфлю.

Дроссельмейеру легко получается управлять Мари: крёстный легко внушает девочке, что только она способна спасти неживую игрушку, также главная героиня ведётся на шантаж Мышиного короля, когда тот просит отдать ему сладости и игрушки взамен на жизнь Щелкунчика.

Девочка становится заложницей своих фантазий и уже не может отличить, где сон, а где - явь. Причиной этого и является горячка. На самом деле, Мари находится в тяжёлом состоянии и умирает, то есть, медленно «покидает» реальный мир.

«Чудесное» в сказке начинает проявляться уже после пройденных испытаний и гибели Мышиного короля. Мари вместе с Щелкунчиком отправляется в волшебную страну, где героиня видит тех самых лебедей, поедающих марципан с рук девочки. Эта девочка и есть умирающая Мари.

Дело в том, что предложение руки и сердца, которое делает в финале расколдованный уже не Щелкунчик, а племянник крёстного, тоже не относится к «реальному». Данный эпизод - очередные плоды воображения Мари, ведь даже свидетелей в виде взрослых на тот момент нет.

Таким образом, «реальное» в сказке «Щелкунчик и мышиный король» проявляется в виде скептицизма со стороны родителей Штальбаум насчёт рассказов девочки, а «чудесное» является лишь плодами её воображения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • История создания сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Особенности композиции сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Почему автор показывает Щелкунчика после прекрасных подарков? (по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)