Почему автор показывает Щелкунчика после прекрасных подарков? (по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)


Получившая мировую известность сказка Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» уже давно ассоциируется у людей как символ Нового года и волшебства. Однако немногие задумываются о том, что глубинный смысл произведения куда более мрачен и далёк от привычного его восприятия. Как и в любом литературном тексте, в «Щелкунчике» использовано много авторских приёмов и скрытых смыслов, на которые можно обратить внимание не сразу или не заметить вовсе.

Э. Гофман известен миру как немецкий писатель-романтик, оказавший немалое влияние на развитие направления «романтизм» в рамках своей страны. Чем-то его творчество можно соотнести с концепцией йенских романтиков, но, в отличие от них, деятель искусства переосмысливает их теорию и изображает мир более реалистичным, а его романтическим героям, уже сотворившим себе идеал, трудно существовать в рамках окружающей действительности.

Образ семилетней Мари Штальбаум из сказки «Щелкунчик и мышиный король» во многом имеет сходство с типичной романтической героиней. Например, находится в непонимании со стороны других членов семьи, а крёстный Дроссельмейер, которого она уважала и считала своим другом, в конце истории предал её, сказав родителям девочки, что золотые короны принадлежали не мышиному королю, а были частью его давнего подарка, хотя доказательств тому и не было. Душа Мари тяготит к прекрасному, в отличие от мечтаний её брата Фрица. Фантазии героини слабо сопоставимы с реальностью: она представляла лебедей у замка, которых можно кормить марципаном.


Более подробно характер Мари раскрывается в некоторых эпизодах сказки. Ведь неспроста именно она обратила внимание на несуразного Щелкунчика. Штальбаум судила людей не по внешней оболочке, а по состоянию души. По этой причине, образ Щелкунчика она сопоставила с внешностью Дроссельмейера, ей казалось, что он искренен и добр, хоть и выглядит странно. Будучи под впечатлением, девочка сделала вывод, что игрушка живая. Так для чего писатель-романтик показывает Щелкунчика уже после прекрасных подарков? В чём заключалась авторская задумка на самом деле?

Как уже упоминалась ранее, Мари отличается от других членов семьи Штальбаум своей тонкой душевной организацией и излишней мечтательностью. Её сочувствие к неодушевлённым предметам заметно ещё в эпизоде, когда Дроссельмейер чинит часы в их доме, а Мари испытывает к ним жалость. То же самое чувство пробуждает в ней Щелкунчик. Роскошные игрушки, приготовленные родителями в подарок к Рождеству, не настолько впечатлили главную героиню, на их фоне он значительно выделялся и выглядел жалким.

Таким образом, данный эпизод определяет дальнейший исход событий в произведении и становится значимым в сюжете. Жертвенность Мари по отношению к Щелкунчику обусловлена её милосердием и впечатлительностью. Сознание девочки рисует на лице игрушки живые эмоции, отчего самой Штальбаум легче проникнуться сочувствием к герою, помогая ему в борьбе со злом, воплощённым в образе Мышиного короля.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • История создания сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Особенности композиции сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • Реальное и чудесное в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»