Композиция романа Зусака «Книжный вор»


Роман М. Зусака «Книжный вор» имеет множество композиционных особенностей.

Начнем с того, что повествование ведется от первого лица, причем этим первым лицом является не человек, а Смерть. Такая форма повествования позволяет не только поднимать важные философские и общественно-политические вопросы, но и рассказывать о жизни не одного человека, а целого поколения, которое жило во время возникновения и развития фашизма. Сюжет в основном строится вокруг жизни Лизель Мемингер и ее близких, однако Смерть также высказывает свои мысли относительно событий из жизни Лизель Мемингер и ее близких и относительно событий, происходящих во всем мире. Форма повествования от лица Смерти позволяет перемещаться от одного персонажа к другому, от одного события к другому. Например, в одной главе речь идет о Лизель Мемингер, в следующей – о Максе Ванденбурга, в другой – о Гансе Хубермане, в другой – о Руди Штайнере и так далее.

Композиционно роман «Книжный вор» делится на пролог, 10 частей, которые в свою очередь делятся на главы, и эпилог. Пролог, части, главы и эпилог имеют свои названия.


Важной, неприметной на первой взгляд особенностью является то, что в названии каждой из 10 частей романа заключена определенная книга, появившаяся в жизни Лизель Мемингер. Это сделано не случайно, ведь для книжной воришки Лизель Мемингер книги играли в жизни немалую роль. Первая часть имеет название «Наставление могильщику» – название первой украденной Лизель книги. Вторая часть имеет название «Пожатие плеч» – название второй украденной Лизель книги. Третья часть имеет название «Моя борьба» – название появившейся в доме Хуберманов книги. Четвертая часть имеет название «Зависший человек» – название самостоятельно сделанной Максом Ванденбургом книги, подаренной Лизель. Пятая часть имеет название «Свистун» – название третьей украденной Лизель книги. Шестая часть имеет название «Почтальон снов» – название четвертой украденной Лизель книги. Седьмая часть имеет название «Полный словарь и тезаурус Дудена» – название пятой украденной Лизель книги. Восьмая часть имеет название «Отрясательница слов» – название самостоятельно сделанной Максом Ванденбургом книги, подаренной Лизель. Девятая часть имеет название «Последний человеческий чужак» – название шестой украденной Лизель книги. Десятая часть имеет название «Книжный вор» – название созданной Лизель Мемингер повести. Как видно, данная часть имеет такое же название, как и весь роман.

Особенностью является то, что в начале каждой части перечисляются названия глав. Такие перечисления будто являются тезисами всего романа. По названиям глав, представленных сразу после названия частей, после прочтения всего романа можно составить краткое содержание.

Композицию романа «Книжный вор» нельзя назвать последовательной, так как часто Смерть дает информацию о будущем намного раньше. Например, Смерть, еще не познакомив читателя с Максом Ванденбургом, говорит о том, что он повлиял на жизнь Лизель Мемингер. Или: слова Смерти о том, что Руди «не заслуживал той смерти, которой умер», помогают читателю понять, что Руди в ходе повествования умрет. Таких примеров в повествовании действительно много.

В романе есть небольшие вставки (например, «*** Вот маленький факт *** Когда-нибудь вы умрете»; «*** Небольшой подсчет *** Слово коммунист + большой костер + пачка мертвых писем + страдания матери + смерть брата = фюрер» и др.), которые привлекают читательское внимание, акцентирует на некоторых фактах особое внимание. Есть в романе и иллюстрации. В основном это иллюстрации из сделанных Максом Ванденбургом книг.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Макса Ванденбурга в романе Зусака «Книжный вор»
  • Образ Ильзы Герман в романе Зусака «Книжный вор»
  • История создания романа Зусака «Книжный вор»
  • Проблематика романа Зусака «Книжный вор»