Нравственные проблемы в трагедии Шекспира «Гамлет»


В трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» поднято много нравственных проблем, которые актуальны во все времена. И главная заслуга драматурга в том, что они не просто обозначаются, но и осмысливаются главным героем Гамлетом.

Основная нравственная проблема – борьба добра со злом. Это вечная тема, древняя, как мир. Но именно от нее исходят и другие проблемы. Например, проблема чести строится на том, что побеждает в душе человека: добро или зло.

Главный герой узнает, что родной дядя виновен в гибели отца – и это переворачивает его мир. Перед ним встает нравственная проблема выбора: мстить или нет.

Клавдий – своеобразное воплощение зла в пьесе, с которым вступает в борьбу Гамлет. Однако герой не знает, имеет ли он моральное право действовать от имени добра, ведь он сам, по его мнению, далек от идеала.

Нравственная проблема чести и бесчестия проходит через всё произведение красной нитью. Клавдий – бесчестный человек, ничтожный по определению Гамлета. Он устраняет родного брата, чтобы занять его место и на троне, и в семье. Он без зазрения совести плетет интриги против всех, кто может ему помешать. Клавдий хочет избавиться и от племянника, когда понимает, что ему известно о его злодействе. Для этого героя важна только собственная выгода, а понятие чести не существует. Совсем другим является Гамлет, для которого честь - важнейшее человеческое качество. И вот такие разные личности сталкиваются, разбивая миры друг друга.


Гамлет не считает себя нравственным идеалом, но видит таким своего отца. Он называет его самым достойным из людей. Поэтому ему так больно видеть, как мать изменяет его памяти и выходит замуж за ничтожного Клавдия.

Гамлет – не идеал, но стремится таким стать. Он развивается, как интеллектуально, так и физически. Герой получил хорошее образование, постоянно совершенствует свои навыки в фехтовании. Однако он не выставляет свои преимущества на показ. Например, во время боя с Лаэртом он скромен в высказывании о своих умениях.

Герой строг к человеческим слабостям. Он упрекает королеву в том, что она предала отца, став женой его брата. Гамлет не хочет понимать, что, возможно, мать пытается снова обрести женское счастье. Для него теперь все женщины – вероломны. Страдает от этой его мысли и возлюбленная Офелия. Гамлет верит в блестящие человеческие возможности, поэтому не прощает несовершенства. Близким к совершенству герой считает своего друга Горацио, чей рассудительный ум и бесстрастность помогают ему в сложные моменты.

Принц должен сделать сложный нравственный выбор. Он свободен в своем выборе, но именно это и заставляет его сомневаться. Он понимает, что его решение повлияет на других.

Для героя не свойственна уже жестокость средневековой эпохи, по своей сути он милосердный. Трагедия в том, что гуманизм Гамлета сталкивается с эгоизмом Клавдия – и в конце герой вынужден совершить расправу.

В пьесе много нравственных проблем: добра и зла, чести и бесчестия, милосердия и жестокости, эгоизма и гуманизма, свободы нравственного выбора.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что такое «гамлетизм»? (по трагедии Шекспира «Гамлет»)
  • Актуален ли сегодня литературный образ Гамлета? (по трагедии Шекспира «Гамлет»)
  • Есть ли выбор у Гамлета? (по трагедии Шекспира «Гамлет»)
  • Конфликт в трагедии Шекспира «Гамлет»