Как в лирике Пушкина раскрывается тема внутренней свободы человека?


А.С. Пушкин в своих лирических произведениях часто обращается к теме свободы, причем он затрагивает проблемы как гражданской свободы, так и внутренней свободы человека. Как же в пушкинской лирике раскрывается тема внутренней свободы человека?

Долгое время А.С. Пушкин обращал внимание на гражданскую свободу, однако со временем он понял, что достижение гражданской свободы невозможно без наличия внутренней свободы. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный» выражено авторское сожаление относительно того, что он, будучи «свободы сеятелем пустынным», «бросал живительное семя» свободы, что в итоге не было оценено «стадами». А.С. Пушкин понял, что стихотворениями о гражданской свободе он «потерял только время, // благие мысли и труды», поскольку люди не понимали его призывов к гражданской свободе из-за отсутствия внутренней свободы. В стихотворении «В.Ф. Раевскому» лирический герой с сожалением и разочарованием говорит: «Я говорил пред хладною толпой // Языком истины свободной, // Но для толпы ничтожной и глухой // Смешон глас сердца благородный». А.С. Пушкин понял: для того чтобы добиться гражданской свободы, люди должны развивать свободу внутреннюю.

Лирический герой стихотворения «Из Пиндемонти» утверждает, что «лучшая» свобода заключена в следующем: «Никому // Отчета не давать, себе лишь самому // Служить и угождать; <…> По прихоти своей скитаться здесь и там, // Дивясь божественным природы красотам, // И пред созданьям искусств и вдохновенья // Трепеща радостно в восторгах умиленья». А.С. Пушкин выражает мысль о том, что внутренняя свобода – это самое важное, что может быть у человека, поскольку именно ее никто и никогда не сможет отобрать.


Лирический герой стихотворения «Арион», в котором автор намекает на подавление декабристского восстания, говорит о том, что он был единственным выжившим из всех тех, кто был «на челне». Лирический герой, называя себя уцелевшим «таинственным певцом», утверждает: «Я гимны прежние пою // И ризу влажную мою // Сушу на солнце под скалою». А.С. Пушкин выражает мысль о том, что в своих стихотворениях он, несмотря на все внешние обстоятельства, будет продолжать «петь прежние гимны», то есть высказывать вольнолюбивые мысли. Это говорит о его внутренней свободе, несмотря на невозможность свободы гражданской.

В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», которое стало своеобразным творческим итогом А.С. Пушкина, поэт демонстрирует, что гордится тем, что в «жестокий век» «восславил Свободу». Читатель понимает, что лирический герой обладает внутренней свободой, так как только такой человек мог «восславить Свободу», несмотря на тяжелые времена.

Таким образом, А.С. Пушкин, долгое время в своем творчестве уделявший гражданской свободе, постепенно приходит к выводу о том, что важнее внутренняя свобода, поскольку без нее невозможно добиться гражданской свободы, поскольку ее у человека никто не может отнять.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема «чудного мгновенья» в лирике Пушкина
  • Философская проблематика поэзии Пушкина
  • Природа как источник вдохновения в поэзии Пушкина
  • Какие «чувства добрые» стремился пробудить Пушкин своей лирикой?
  • В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике Пушкина?
  • В чём проявляется избранничество поэта? (по лирике Пушкина)