Чему учит рассказ Чехова «Человек в футляре»?


В произведении «Человек в футляре» А.П. Чехов показал жизнь людей, которые привыкли ограждаться от действительности, жить в своем мире, где признаются лишь запреты, законы, циркуляры. «Разве это плохо, быть осторожным?» – спросит читатель, который еще не знаком с упомянутым произведением. Антон Павлович показывает, какие последствия такого существования.

Главный герой рассказа – учитель древнегреческого языка Беликов. Мужчина привык создавать вокруг себя оболочку, которая, как ему кажется, ограждает его от внешних влияний. Беликов носит темные очки, закрывает воротником лицо, закладывает уши ватой. Его неизменная одежда – калоши и пальто на вате. На улицу он никогда не выходит без зонтика. Беликов готов донести на любого, лишь бы чувствовать себя в безопасности.

Из-за своих странностей герой не имеет настоящих друзей, семьи. Учителя гимназии вынуждены с ним общаться, так как Беликов держит их в страхе. Учитель древнегреческого языка наблюдает, чтобы никто не нарушал законы и циркуляры. Таким образом, автор показывает читателю, что такой футляр, как у Беликова оставляет человека одиноким.


«Жизнь в чехле» порождает у человека патологическое чувство страха и тревоги. Он начинает бояться даже того, что другим приносит счастье. Беликова пытаются женить на Варваре Саввишной. Мужчина не против, но его грызут внутренние сомнения, боязнь: «как бы чего не вышло». Он перестает спать ночами, становится худым и бледным. Таким образом, рассказ учит тому, что человек не должен позволять страху руководствовать своими поступками, иначе может лишиться не только счастья, но и здоровья.

Беликову Антон Павлович противопоставляет Коваленка – молодого учителя истории и географии. Михаил Савич открытый, прямолинейный. Он борец за справедливость. Коваленко не боится ни осуждения окружающих, ни наказаний начальства. Он горой будет стоять за свою семью, не взирая должность того, кто лезет её личные дела. Я думаю, Михаил Коваленко достоин того, чтобы быть для нас примером.

Рассказ также учит быть внимательнее к обществу, в котором живешь. Нужно уметь не только замечать недостатки его, но и что-то делать, чтобы их исправить. Иван Иванович Чимша-Гималайский сожалеет, что его современники улыбаются, лицемерят, чтобы не лишиться куска хлеба. Иван Иванович рад бы что-то изменить. Но разве под силу это одному человеку? Он понимает, что единомышленников, которые согласятся бороться против несправедливости немного. Большинство из них, как Буркин – умеют замечать, «футлярных людей», но, кажется, не видят, что сами живут в плотном чехле.

Таким образом, рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре» учит читателей открываться окружающему миру, не бояться внешних влияний и перемен. Антон Павлович показывает, что человек может легко стать заложником несправедливого уклада общества, только от него самого зависит, сможет ли он освободиться от этого, как Коваленко или будет жить в страхе, как Беликов и другие учителя гимназии.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смысл названия рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • История несостоявшейся женитьбы и ее роль в рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Композиция рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • «Футлярные» люди в рассказе Чехова «Человек в футляре»