«Футлярные» люди в рассказе Чехова «Человек в футляре»


Само название рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» подсказывает читателю, что речь в нем пойдет о людях, которые привыкли к жизни в чехле. «Футлярные люди» – не только те, кто ограждают себя от влияния действительности, но и те, которые отличаются ограниченным мировоззрением, мышлением. Каких же героев упомянутого рассказа А.П. Чехова можно считать «футлярными»?

Конечно же, первым на ум приходит Беликов – учитель древнегреческого языка в гимназии. Мужчина жил в своем мире, пытаясь защитить себя от действительности. Он всегда ходил в пальто, очках и калошах. Даже в солнечную погоду не расставался с зонтиков. Уши Беликов закладывал ватой. С чем связаны такие странные привычки? Учитель боялся, «как бы чего не вышло», поэтому старался избегать нарушений и общения с людьми, которые могут нарушить какие-либо законы.

Мышление Беликова, кажется, было запечатано в футляр старины. Учитель очень любил древнегреческий язык, восхвалял его. Про актуальные проблемы своего времени герой не говорил, потому что считал это опасным делом.

Своими доносами Беликов запугал учителей гимназии, и они тоже в какой-то мере стали «футлярными»: начали жить в чехле страха. Боязнь начала руководить ими, как марионетками.


Менее раскрыт образ Мавры, но женщину можно уверенно отнести к «футлярным людям». За всю жизнь она не видела ничего, кроме родной деревни. А последние десять лет и вовсе провела за печкой. Можно догадаться, как такая жизнь повлияла на её мышление, восприятие ею окружающего мира.

Историю Беликова в произведении рассказывает Буркин – тоже учитель учитель гимназии. Мы понимаем, что его, как и других коллег, учитель древнегреческого языка держал в страхе. Теперь, после смерти Беликова, Буркин спокойно рассказывает о его странностях. Тем не менее, он не делает никаких выводов, не думает, как освободиться от влияния беликовых.

«Футлярным людям» противопоставляются герои, свободные от общественного мнения, запретов. Такими являются Михаил и Варенька Коваленки, Иван Иванович Чимша-Гималайский. Михаил не боятся переступить через какие-либо запреты, особенно, если дело касается его семьи, ходит в вышитой сорочке и не боится обсуждений. Не испытывает он страха перед Беликовым, зато прямо заявляет, что коллега ему неприятен. Варенька остается сама собой, не беспокоясь о том, что может показаться легкомысленной девицей. Иван Иванович не молчит о проблемах современного ему общества. Выражает свое недовольство перед Буркиным и не боится, что на него донесут.

Таким образом, на примере нескольких людей автор показывает разные типы футлярности и то, как она влияет на судьбы. Героям, которые привыкли прятаться под оболочкой, противопоставляются люди со свободной душой и мышлением, не ограниченным законами, циркулярами и запретами. «Футлярные люди» есть и в других рассказах «маленькой трилогии».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смысл названия рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • История несостоявшейся женитьбы и ее роль в рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Композиция рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Чему учит рассказ Чехова «Человек в футляре»?