Композиция повести Железнякова «Чучело»


Композиция повести В. Железникова «Чучело» достаточно оригинальна, так как события поданы в форме откровенного рассказа главной героини. Почти на протяжении всего произведения девочка делится своими проблемами, переживаниями с дедушкой.

Формальная композиция не сложная. Произведение состоит из 14 глав, в которых автор рассказывает о нескольких днях из жизни Лены Бессольцевой. Тем не менее, повесть начинается рассказом не о Лене, а про её дедушку Николая Николаевича, о том, почему он переехал в городок, о его семье. Наконец, в повести появляется Лена. Николай Николаевич шагает с ней по улицам, представляет девочку прохожим. Таким образом, автор создает первое впечатление о главных героях.

Далее писатель нарушает хронологию событий. Он рассказывает, что Лена заявляет дедушке про свой отъезд. После этого девочка признается Николаю Николаевичу, что произошло. Такой композиционный прием позволяет автору держать читателя в напряжении. Кроме того, так Владимир Карпович получает возможность продолжить повествование не от третьего, а от первого лица, а значит выразительнее показать переживания главной героини.

В конце произведения автор «возвращает» героев в настоящие время, рассказывая читателям об их отъезде. В финале повествование снова ведется от третьего лица. Таким образом, произведение имеет своеобразное обрамление, границы которого нетрудно определить по форме и по содержанию.


Понятие композиции подразумевает не только организацию текста, но и особенности образной системы. В «Чучеле» герои разделились на две группы Лена, Николай Николаевич Бессольцевы и новые одноклассники девочки. Ни к одной из групп не примыкают Димка Сомов, Васильев и Маргарита Ивановна. Мальчишки жалеют Лену, хоть и боятся её защищать, а Маргарита Ивановна просто равнодушна.

Нельзя оставить без внимания и сюжетные элементы. Экспозиция — рассказ о Николае Николаевиче, а потом и об его внучке. Завязка — Лена говорит дедушке, что хочет уехать, а потом рассказывает о первых днях в школе. Развитие событий — над Бессольцевой начинают издеваться, ребята собираются на экскурсию, шестиклассники убегают из последнего урока, Железная Кнопка пытается найти предателя, Ленка берет вину на себя, травля усиливается. Кульминационных точек в произведении несколько, что позволяет автору поддерживать интерес читателя: ребята сжигают чучело Ленки, а девочка ждет, когда же Димка признается; Ленка остригает волосы и приходит к ребятам. Развязка — правда всплывает, а Бессольцевы покидают городок.

Важную роль играют также несюжетные элементы. Интерьеры, например, позволяют представить дом Бессольцевых. Кроме того, в тексте много портретов и портретных зарисовок, в которых автор подмечает особенности внешности героев.

Таким образом, композиция повести В. Железникова «Чучело» делает более выразительным идейное звучание, позволяет расставить акценты в проблематике.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальность повести Железнякова «Чучело» в наши дни
  • Чему учит повесть Железнякова «Чучело»?
  • Уроки достоинства и человечности (по повести Железникова «Чучело»)
  • Отзыв о повести Железнякова «Чучело»