Образ Евпраксии в «Повести о разорении Рязани Батыем»


«Повесть о разорении Рязани Батыем» написана позднее описываемых событий, так как некоторые эпизоды как бы размыты, приукрашены. Тем не менее произведение дышит болью и переживаниями за судьбы рязанцев, тех. кто остался лежать на родной земле. Это чувство еще не забытого горя и страданий.

Герои, о которых рассказывает автор, реальные исторические личности, но некоторые из них вызывают сомнение историков. Например, главный женский образ, княгиня Евпраксия. Из повести мы знаем, что она была царского происхождения, родом из Византии. Но на тот период существовала только Никейская империя, а Византийской не было, да и фактов того, что у императора Ласкариса была дочь, не сохранилось. Тем не мене автор вводит Евпраксию для того, чтобы в ее лице показать основные черты характера русских женщин.

История этой княгини трагична. Молодая девушка становится женой Федора, сына рязанского князя Юрия Ингваревича. Живут они счастливо, у них есть шестилетний сын Иван. Но случается страшное. Татарская орда нападает на Русь, и первым на пути стоит город Рязань. Чтобы не допустить кровопролития, Юрий отправляет к Батыю послов. Их цель — задобрить захватчиков подарками и договориться о ненападении. Во главе делегации становится Федор. Мирным путем решить вопрос не удается. Коварный и жестокий хан нарушает все условия договора и требует подчиниться ему, отдать десятую доли всего, что есть у князей. Но самое унизительное — татарский царь повелевает приводить русских женщин на его ложе.


В этом эпизоде видна разобщенность русских князей, зависть вельмож, предательство. Кто-то донес Батыю, что у Федора очень красивая жена. Наглый и самоуверенный хан требует привести ее для своих утех. Молодой князь не может стерпеть такой обиды, он дерзко отвечает завоевателю, что в том случае попадут к нему рязанские девушки, когда Батый одолеет русское войско. После таких слов Федора убивают, а тело бросают на растерзание птицам и зверям. Вместе с ним погибают остальные послы.

Единственным, кто выжил в этой бойне, был воспитатель молодого человека. Именно он, прибежав в Рязань, рассказывает о горе Евпраксии. В это время княгиня стояла на самом верху терема, держа на руках сына. Она, не раздумывая, бросается вниз на землю. В этом видна ее решительность и самоотверженность. Женщина знает, что ее участь не завидна. Если она останется в живых, Батый обязательно сделает ее своей игрушкой, лишит свободы, а натешившись, предаст мучительной смерти. Евпраксия сохраняет верность своему мужу, она любит его и обязательно встретится с ним на небесах. Конечно, молодой благоверной княгине нелегко было сделать нравственный выбор, ведь она была в ответе и за маленького сына. Но зная о жестокости татар, не щадивших даже младенцев, она делает шаг вниз.

Это горестная история показывает любовь двух людей друг другу, верность и преданность. После их смерти Ингвар Ингваревич хоронит семью вместе, чтобы они всегда были рядом, потому что ничто на свете, не сможет разлучить любящие сердца.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Агриппины в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ «чаши смертной» в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ автора в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Анализ «Повести о разорении Рязани Батыем»