Образ Ивана Присыпкина в пьесе Маяковского «Клоп»


Пьеса «Клоп» написана в 1928 году. В России 20-е годы были временем новой экономической политики, которая характеризовалась определёнными особенностями. Комедия Маяковского отражает черты эпохи и обличает такие пороки общества, как обывательство и мещанство. Тема разоблачения мещанина считалась одной из главных задач литературы тех лет. Горький в своем выступлении отмечал, что стал появляться новый тип мещан, способных к нападению.

Главным отрицательным героем, обывателем-перерожденцем и мещанином в пьесе является Иван Присыпкин. Он потомственный пролетарий, его мозолистые руки говорят о принадлежности к рабочей профессии. Когда-то Присыпкин был членом партии большевиков, но теперь все в прошлом. Герой признается, что боролся за хорошую жизнь, и теперь настало время жить так, как он мечтал.

Первым шагом в новой жизни стала смена имени: Иван Присыпкин превратился в Пьера Скрипкина. Следующий шаг по дороге перерождения – женитьба на дочери нэпманов Эльзевире Ренесанс. Предполагается, что вместе с женой Присыпкин получит большой дом, деньги и деликатное обращение. Он порвал отношения с работницей Зоей Берёзкиной, с которой когда-то планировал жить и работать. Присыпкин и мамаша Ренесанс заключили сделку: он входит в дом со своим профсоюзным билетом, а взамен получает сытую жизнь и красавицу жену.

Присыпкин циничен, туп и жесток. Это подтверждает тот факт, как он обошелся с Зоей Березкиной. Он примитивен, но его инстинктивные действия позволяют получать желаемое. Присыпкин – это тот тип мещанина, который заботится о сохранении своих привилегий в рядах пролетариата. Он мещанин в коммунистическом обличии, ему нравится его превосходство над людьми. Играя свадьбу с Эльзевирой, он хочет сохранить пролетарское происхождение и приобрести доходное предприятие.


Вдохновителем Присыпкина на этом новом этапе борьбы за хорошую жизнь стал Олег Баян. Не исключено, что при его участии герой сменил имя. Баян учит его одеваться, танцевать, тратить деньги. Речь Скрипкина наполнена газетными штампами, ведь он правящий класс, ему кажется, что такие слова добавляют вес его персоне, которой Баян и так разрешил все «сметать на своем пути». Под его руководством Скрипкин расстался с политическими убеждениями, с товарищами-пролетариями. Он радуется своему новому положению, которое получил благодаря удачной женитьбе. Правда, счастье его продлилось недолго: во время свадьбы случился пожар, и все, кроме Скрипкина, сгорели, сам же он замерз в подвале.

Его разморозили в институте человеческих воскрешений через пятьдесят лет. За это время в обществе произошли большие изменения, люди справились с пережитками и пороками прошлого. В обществе будущего идет технический прогресс, люди отказались от вредных привычек. Они не развлекаются, радость жизни заключается в свободном труде. Вместо танцев они репетируют посев зерновых на площади.

В фантастической части пьесы Присыпкин предстает перед людьми будущего как «обывателиус вульгарис», исчезнувший тип. Среди его отличительных свойств отмечают умение приспосабливаться к окружающей среде и сливаться с ней, этим он и опасен. Неслучайно Маяковский ставит Присыпкина в один ряд с клопом. Клоп – существо мелкое, бытовое, жестокое и отвратительное, он питается человеческой кровью, паразитирует на живом теле. Эти свойства объединяют Присыпкина с насекомым.

В будущем герой противопоставлен обществу, что подчеркивает неприемлемость мещанства, обнажает его отрицательную сущность в сопоставлении с идеалом. Эту задачу Маяковский решает, дав герою вторую жизнь. Он лишает его привычного окружения, заставляет посмотреть на него с позиции людей будущего. Между Присыпкиным в первой и второй части пьесы нет обратной связи, опасный перерожденец в прошлом выглядит физически и морально нечистоплотным человеком в будущем, что ослабляет политическую нагрузку персонажа.

Комедия Маяковского не теряет своей актуальности. Маяковский ошибался, думая, что в 1979 году не будет мещан и обывателей, есть они и в XXI веке. Слова Присыпкина в финальной сцене, обращенные в зал, находят своего адресата.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Эльзевиры Ренесанс в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Зои Берёзкиной в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Олега Баяна в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Анализ пьесы Маяковского «Клоп»