и Образ Марии Нарышкиной в рассказе Платонова «Песчаная учительница» - сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Образ Марии Нарышкиной в рассказе Платонова «Песчаная учительница»


Андрей Платонович Платонов - прозаик двадцатого столетия, яркий и своеобразный. Судьба этого человека, впрочем, как и судьба его произведений, была нелегкой. Уже с первых строк своих творений А.П. Платонов затронул глубокие нравственные темы, обрисовал интересные человеческие характеры. Одним из лучших его произведений стал рассказ «Песчаная учительница», о главной героине, обычной девушке по имени Мария Нарышкина, и пойдет речь в этом сочинении.

Мария росла обычным подростком, телосложением напоминающим больше юношу, нежели девушку. Крепкое здоровье досталось ей по наследству. Поехав учиться, Нарышкина приобрела необходимую женственность. А пережив любовь и жажду самоубийства, воспитала в себе сильные душевные качества.

Окончив педагогические курсы, Мария поехала работать учительницей в заброшенное местечко Хошутово. Первое, что видит девушка, - это огромное количество песка, засыпающее село. С ним уже никто не борется, так как это бесполезно. Вокруг царит бедность и отчаяние. Подобное зрелище должно было заставить девушку вернуться домой, но не тут-то было. Мария не боится трудностей. Девушка пытается помочь крестьянам справиться с песком, ведь в такой ситуации, в которой они находятся сейчас, не им, ни детям школа не нужна.


Девушка начинает действовать. Она понимает, что необходимы знания, чтобы превратить пески в живую землю, способную прокормить крестьян и их семьи. Учителя специального предмета никто не выделяет, поэтому Нарышкина занимается этим делом сама, проявляя незаурядные способности и логическое мышление. Ценой огромных усилий и кропотливого ежедневного труда Марии Никифоровне удается добиться желаемого. Уже через год мрачное место, село Хошутово, было не узнать. Посадки шелюги защитили посадки и позволили орошать огороды. Неприветливые усадьбы стали уютными. Крестьяне находят новые способы получения дохода, их жизнь становится сытнее и легче. И все благодаря сильному характеру молодой учительницы.

Крепость души проявляет Мария и в ситуации с кочевыми людьми. Когда их кони и скот вытоптали все посадки, а люди вычерпали до дна все колодцы, девушка смело идет на разговор к самому вождю. Она не понимает, как можно быть такими жестокими и уничтожить за трое суток то, что они так тяжело поднимали в течение трех лет. Выслушав мнение вождя о том, что они делают это ни со зла, а чтобы утолить голод, и если жителей села Хошутово станет больше, они смогут прогнать кочевников, и это будет справедливо, девушка признает мудрость речей вождя.

В завершении рассказа Нарышкина снова показывает силу своего характера. Девушка отказывается от личного счастья и едет поднимать не менее запущенное село. Губернский начальник поражен оптимизмом молодой учительницы, которая уверяет его, что вернется через пятьдесят лет по лесной дороге, а не по пескам. И ведь приедет. Нарышкина - цельная и целеустремленная натура, которая добивается того, чего хочет, не опускает руки, не сворачивает с намеченного пути. Невольно соглашаешься с высказанным в конце рассказа мнением автора, что эта девушка способна руководить не только школой, но и целым народом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ пустыни в рассказе Платонова «Песчаная учительница»
  • Почему рассказ Платонова называется «Песчаная учительница»?
  • Нужны или обществу такие люди как Мария Нарышкина? (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)
  • В чем смысл служения людям? (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)