Почему рассказ Платонова называется «Песчаная учительница»?


Рассказ «Песчаная учительница» был написан Андреем Платоновичем Платоновым в начале двадцатого столетия, в 1926 году. А стало известно широкому кругу читателей это произведение спустя год, появившись в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды». Почему же этот рассказ носит такое интересное название? Попробуем разобраться.

Основная мысль данного произведения - проблема выбора того пути, по которому следует пойти. Именно такая задача стояла перед главной героиней, молодой учительницей, закончившей педагогические курсы.

Автор знакомит нас с Марией Нарышкиной в момент ее взросления. Перед нами крепко сложенная, здоровая шестнадцатилетняя девушка. Спустя четыре года, проведенных ею в областной столице за изучением педагогических азов, Нарышкина направляется в село Хошутово. Вот тут-то и становится понятным, почему учительница «песчаная».


Главная беда края, в который попала юная особа, - песчаные бури. Их девушка видит в первый раз. А вот местные жители уже свыклись с этим явлением. Побороть его не представлялось возможным, поэтому жили они в бедности, пребывая в состоянии постоянного отчаяния. В такой ситуации было, честно сказать, не до учебы, дети часто пропускали школу. В один день приходили двадцать учеников, а в другой - всего пять. Бедняки страдали от голода, доходило до того, что дети просто умирали от истощения.

Мария Никифоровна поняла, что так дальше продолжаться не может, нужно срочно что-то менять. Учительница поняла, что местным жителям нужна совершенно другая наука, не та, которую она преподавала. Сельчанам необходимо победить пески, превратить их в живую землю.

С этой целью Нарышкина поехала в округ, но специального учителя ей никто не выделил, пришлось и это дело взвалить на свои хрупкие плечи. Девушка убедила односельчан, что необходимо высаживать кустарники, чтобы задерживать пески, снижать их натиск. И вот ситуация начала меняться: зеленели посадки шелуги, огороды орошались, люди плели корзинки из ветвей и получали за это дополнительные деньги. Но пришла беда. Раз в пятнадцать лет по этим местам проходили кочевники. Вот и незаметно подкралось это время. Тысячи всадников двигались по пустыне, уничтожая на своем пути зеленые насаждения. Люди же опустошили все колодца, забрав воду. Но песчаная учительница научила жителей села, как выживать в таких условиях. Они начнут все сначала и снова засадят все зеленью после ухода кочевников. В селе Хошутово Марии Никифоровне теперь делать нечего, здесь справятся и без нее. Девушку переводят в новое село - Сафуту. И здесь ей предстоит пройти все то же самое. Нарышкина отдает всю себя борьбе с песками, она ставит счастье людей выше собственного, личного счастья. Поэтому автор в заглавие своего рассказа ставит ее имя.

Девушка сильна духом, тверда характером. Она сможет управлять целым народом. Ей хватит и решимости, и упорства. С намеченного пути песчаная учительница точно не свернет. А, значит, будет лесная дорога вместо песков.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Марии Нарышкиной в рассказе Платонова «Песчаная учительница»
  • Образ пустыни в рассказе Платонова «Песчаная учительница»
  • Нужны или обществу такие люди как Мария Нарышкина? (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)
  • В чем смысл служения людям? (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)