В чем смысл служения людям? (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)


Рассказы Андрея Платоновича Платонова раскрывают писателя как человека яркого и необыкновенного таланта. Одним из лучших его произведений является рассказ «Песчаная учительница». В нем автор рисует образ молодой девушки, посвятившей свою жизнь служению другим. О том, какой смысл вкладывает Платонов в это человеческое предназначение, мы и будем говорить сегодня.

Мария Никифоровна Нарышкина росла, оберегаемая отцом от всех тревог и волнений. Жизнь в Астраханской пустыне воспитала в девушке романтичный характер. Ее привлекала география. Это и определило выбор будущей профессии. В шестнадцать лет девушка отправилась в Астрахань на педагогические курсы, а через четыре года поехала работать в отдаленное глухое село Хошутово.

Главная героиня не представляла, что ее ждет, она намеревалась обучать детей грамоте. На деле же все вышло совершенно иначе. Крестьяне страдали от голода и бесполезной ежедневной борьбы с песками. Школа их не интересовала. Дети посещали ее периодически. Им нечего было носить, нечего есть. Когда же зимой умерло двое учеников, Нарышкина решила, что нужно что-то менять.


Решение проблемы Мария Никифоровна видела в обучении специальной науке - песчаному делу. Учителя в отделе народного образования девушке не предоставили, пришлось изучать все самой, а после обучать односельчан. И закипела работа. Через два года кропотливого труда село Хошутово было не узнать: вокруг зеленели посадки шелюги, которые надежно защищали огороды и колодцы. Люди плели из их ветвей корзины и получали дополнительные деньги от продажи этого товара. Жизнь налаживалась.

Все изменилось с приходом кочевников. Всадники на конях и скот вытоптали все посадки, люди же вычерпали колодцы до самого дна. Все вернулось в прежнее состояние, а ведь сколько было положено трудов?! Мария похоронила свою молодость в этих песках, отдала всю себя этому делу, людям, с которыми жила в одном селе. Обращение к вождю не дало результата. Девушка понимала, что и им нужно как-то жить, но смириться с ситуацией не могла. Поехав с докладом к начальству, учительница и вовсе оказалась перед нравственным выбором: ей предложили переехать в еще более отдаленное село и помочь оседлым кочевникам, которые в нем проживали. В Хошутово же теперь обойдутся и без нее.

Мария Никифоровна понимала, что если она согласится, придется навсегда распрощаться с мечтами о личном счастье, о семье, но и оставить людей не могла. Видимо, призвание Нарышкиной заключалось именно в служении людям. И девушка согласилась. Настроена она была оптимистично, о чем свидетельствуют ее планы приехать через пятьдесят лет по лесной дороге, а не по пескам.

Заключая сказанное, следует отметить, что Нарышкина верно выбрала свой путь. Быть счастливой и видеть, как несчастливы окружающие тебя люди и знать, что ты могла им помочь, она бы не смогла. Не такой характер у этой девушки. Вот в чем смысл служения людям, показанного Платоновым в рассказе «Песчаная учительница».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Марии Нарышкиной в рассказе Платонова «Песчаная учительница»
  • Образ пустыни в рассказе Платонова «Песчаная учительница»
  • Почему рассказ Платонова называется «Песчаная учительница»?
  • Нужны или обществу такие люди как Мария Нарышкина? (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)