Образ Сахарова в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»


В центре юмористического рассказа Искандера «13 подвиг Геракла» обычные пятиклассники со своими слабостями и поступками. Рассказывает о них мальчик, который был участникам тех событий. Он, через призму своего детского восприятия, передает оттенки поступков героев, дает оценку их нравственным качествам. Это говорит о правдивости и объективности этой истории.

Один из второстепенных персонажей — Сахаров. Он один из ребят, кто не имеет имени. Автор называет его просто отличник. Это указывает на то, что, несмотря на хорошую успеваемость, он не пользовался авторитетом среди товарищей. Его высокая самооценка заметна всего по нескольким эпитетам, которыми наделяет его рассказчик, «добросовестное лицо», «противная уверенность». Сахаров не стремится помочь товарищам, стать настоящим другом.

Всего два эпизода указывают на его равнодушное отношение к одноклассникам и заискивающее поведение перед учителем. Он спокойно относится к тому, что Авдеенко ничего не знает, вопросительно смотрит на учителя, который шутливо предлагает ему пересесть к слабому ученику. Видно, что отличник готов выполнить малейшее указание преподавателя. С одной стороны, это указывает на то, что Сахаров исполнительный человек, в то же время несамостоятельность и услужливость в нем вызывают негативные чувства.

В истории с задачей, которую не решил рассказчик, он тоже ведет себя равнодушно. Мальчик обратился к нему с вопросом о задаче. Но Сахаров самодовольно отвечает, что всё сделал, замечая, что было трудно, но он справился. Вместо того, чтобы объяснить решение, отличник отворачивается от неудачника. В ответ пятиклассник пытается доказать свою правоту, отчаянно жестикулируя. Этим и привлекает внимание учителя.


Именно поэтому главный герой ненавидит отличника за такое «благополучие». Умное лицо и высокомерный вид не вызывают у рассказчика каких-либо положительных чувств к Сахарову.

Мальчик, вспоминающий эту историю, старается сгладить это негативное отношение юмором, шуткой. Например, он замечает, что даже во время смеха отличник не переставал им быть. Автор целенаправленно не дает нам внешнего портрета Сахарова, но каждый представляет себе типичного отличника, высокомерного и «правильного».

В рассказе собраны совершенно разные образы учеников: мрачный Авдеенко, медлительный троечник Комаров, наивный, но наблюдательный «малярик», правильный Сахаров. Это сделано для того, чтобы показать равенство совершенно разных людей. Каждый из них для учителя просто ученик, которому нужно дать знания, но каждый из них может совершить ошибку. И задача Харлампия Диогеновича — закалить сердца этих детей, сделать их стойкими и твердыми в нелегкой жизни. Для этой цели он использует юмор, как единственное верное и действенное средство.

Сегодняшние девчонки и мальчишки, примеривая на себя эти литературные образы, понимают, насколько важно оставаться человеком, соблюдать нравственную чистоту и высокие моральные качества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ рассказчика в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Харлампия Диогеновича в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Алика в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Шурика Авдеенко в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»