Проблема «гения и злодейства» в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»


Пьеса «Моцарт и Сальери» - гениальное произведение Александра Сергеевича Пушкина, включенное в цикл «Маленькие трагедии». При его написании автор использовал образы реально существующих личностей, а также легенду, связанную со смертью одного из них, Моцарта, от рук другого, Сальери.

Поэт предлагает нашему вниманию историю общения двух талантливых людей, оставивших после себя гениальное музыкальное наследие. Сальери учился этому искусству с раннего детства долго и кропотливо, забросив игры и забавы, посвящая всего себя. Он хотел славы, хотел, чтобы его произведения вызывали отклик в людских сердцах и жили долго. Он потратил на это много эмоций, много времени и сил. Был требовательным к себе. И вот его мечта осуществилась - Сальери стал знаменитым. Музыка стала не только отдушиной, но и источником дохода.

Сам себя композитор характеризует как независтливого человека, который радуется успехам других. Он готов разделить с ними радость победы. Но познакомившись с Моцартом, Сальери кардинальным образом меняется.


Моцарт - полная противоположность Сальери. Все в жизни дается ему просто и легко, в частности и написание музыкальных произведений. Его часто посещает Муза. Деньги его не интересуют. Моцарт наслаждается тем, что делает, слава не имеет для него никакого значения.

Узнав Моцарта, послушав его произведения, Сальери испытывает чувство острой зависти, которое никак его не отпускает. Кроме этого, он злится, что молодому человеку не пришлось так долго работать над собой, чтобы добиться успеха, что он создает одно произведение за другим, ему же давно не удается ничего написать. Игра слепого музыканта и вовсе приводит Сальери в ярость. Пусть и фальшиво, но бродячие артисты играют творения Моцарта, знают их, ему же пришлось положить всю жизнь на искусство, а такого призвания, как Моцарт, он так и не достиг.

Душу Сальери разъедает зависть. Она свернулась там черным клубком и постоянно напоминает о себе. В результате композитор решает воспользоваться ядом восемнадцатилетней давности и отравить Моцарта. Другого выхода из создавшейся ситуации он не видел. Только так он сможет избавиться от знаменитого композитора и вернуть себе былое место под солнцем. В трактире «Золотой Лев», куда Сальери пригласил Моцарта отобедать, он подсыпает в его стакан яд. Напоследок молодой человек раскрывает другу причину своей печали: взявшись писать на заказ от незнакомца Реквием, он постоянно чувствует преследование этого человека. В эти минуты Моцарт вспоминает друга Сальери, который был замешан в темной истории, поговаривали, что когда-то он отравил человека. Молодой человек сомневается, что такое возможно, гений, а именно таким и был, по мнению Моцарта, Бомарше, не может быть злодеем.

После ухода Моцарт, Сальери терзается этой мыслью о гениальности и пытается оправдать себя. Только вот оправдания этому поступку нет! А гений ли тогда Сальери? Эта мысль будто громом поражает завистливого музыканта.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Моцарта в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Образ Сальери в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери (по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»)
  • Какова теория Сальери? (по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»)