Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери (по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»)


Пьеса «Моцарт и Сальери» знаменитого русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина, входит в цикл «Маленькие трагедии». Произведение увидело свет в 1831 году. В трагедии автор представил своему читателю историю об отравлении, которая не имеет научного подтверждения. Но Пушкин и не претендовал на автобиографичность произведения, поэтому оно далеко от официальных материалов о двух композиторах, Моцарте и Сальери. Эти герои диаметрально противоположны по характеру. В данном сочинении мы покажем сравнительную характеристику их образов.

Моцарт - бедный дворянин, о происхождении же Сальери ничего неизвестно, лишь только отмечается, что это упорный и трудолюбивый человек, который воспитал в себе музыканта. С детских лет он занимался этим видом искусства, постигал его азы. Моцарту же все давалось легко, он мог сочинить произведение за одну ночь, причем не просто произведение, а высочайшее творение, которое достойно восхищения.

Сальери сочинял свои музыкальные композиции долго и мучительно. Бывали и такие случаи, когда он сжигал написанное, так как видел все несовершенство созданного им произведения. Композитор мечтал, что когда-то сможет сочинить что-то стоящее.


Моцарт - веселый молодой человек, его нисколько не смущает, что слепой скрипач, фальшивя, играет его арии в трактире. Он даже находит это забавным. Сальери же не понимает такой веселости. В этом он видит искажение искусства, вред. Ему совершенно не смешно, когда какой-то маляр пачкает картины Рафаэля.

Моцарт понимает, что обладает гениальными способностями, но не говорит об этом, порой даже позволяет себе пошутить на эту тему. У Сальери же на первом месте стоит талант, все мысли его связаны с тем, как не позволить молодому человеку стать выше и лучше, как обезопасить себя. При этом композитор осознает, насколько велик талант Моцарта, он называет его божественным.

Не сходятся главные герои и в еще одном вопросе. Обсуждая в трактире загадочную историю с Бомарше, мог он отравить или не мог, Моцарт высказывает следующие соображения по этому поводу: «гений и злодейство - две вещи несовместные». Сальери же придерживается противоположного мнения, хотя в конце пьесы уже начинает в этом сомневаться. Композитор вдруг с ужасом осознает, что глупая толпа может и ошибаться. Но преступление уже совершено и назад ничего вернуть нельзя.

Кроме всего вышеназванного, сравнивая двух героев, следует отметить их отличие в отношении к людям. Моцарт открыт в общении с Сальери, считает его своим другом, ему первому показывает свои музыкальные произведения. Но Сальери лишь создает видимость дружбы. Ему просто нужно держать рядом Моцарта, никаких теплых чувств он к нему не испытывает. Композитор-неудачник сжигаем чувством зависти, порадоваться успехам Моцарта он не может. И вообще он постоянно недоволен своей жизнью, считает ее «несносной раной». Сальери откровенно несчастлив, чего никак не скажешь о Моцарте. Молодой человек доволен всем, что происходит в его жизни. Он счастлив.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Моцарта в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Образ Сальери в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Проблема «гения и злодейства» в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Какова теория Сальери? (по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»)