Русская деревня в повести Абрамова «Пелагея»
«Деревенская проза» занимает особое место в русской литературе. Устав от высоких фраз и лживых картинок, люди снова вернулись к вечным ценностям, понятным абсолютно каждому, - доброте и простоте. Идеальных героев стали искать не в городах, а там, где не знали моды, не ощущали влияния политики, там, где сохранились нравственные устои, – в деревне. Русский север – родина Федора Абрамова - дает вдохновение писателю и становится сценой для описываемых в его произведениях событий.
В повести «Пелагея» мы видим обычную сибирскую деревушку. И в изображенных Абрамовым образах можно выделить ее главные характерные черты. Так, например, две бабы-выпивохи Маня-большая и Маня-маленькая. Что это за женщины? И чем интересен их образ? Бабы эти - бобылки, главным событием жизни которых была пенсия. Получив ее, Маня-большая закупала продукты, а потом пропивала оставшиеся деньги. Маня-маленькая же, наоборот, сразу начинала праздновать. Растратив все выплаты за неделю, остальное время сидела голодная и считала дни до новой получки.
Примечателен и внешний облик этих баб. Вот так рисует одежду Мани-большой Абрамов: пиджак с чужого плеча, измятые штаны из простой материи, платье поверх штанов и белый платок на голове. На женщину она походила только лишь отдаленно. Впрочем, как и Маня-маленькая, облик которой довершали еще и огромные сапожищи.
Женщины ни к чему не стремятся, живут одним днем. Сейчас в деревне праздник, и они разгуливают по улицам, надеясь, что кто-нибудь позовет. Из окна их замечает Алька, и вот уже две Мани восседают у Анисьи на дне ангела.
Но есть в деревне и другие жители, и совсем другие дома. Так, например, дом Петра Ивановича, в который не зовут кого попало. Здесь собираются самые главные обитатели деревеньки: председатель сельсовета, председатель колхоза, директор школы. Когда на праздник к Петру Ивановичу позвали Пелагею с Павлом, они, не раздумывая, пошли, забыв про усталость и болезнь. Общаться с нужными людьми – главный пунктик жизни Пелагеи Прокопьевны. И ведь не зря ходила: попросила за дочь у председателя сельсовета. Правда, точного ответа на свою просьбу не получила, зато была уже довольна и тем, что удалось переговорить.
Как и в любой русской деревне, помимо, важных жителей, таких, как Петр Иванович, забулдыг, двух Мань, есть и обычные работяги, зарабатывающие на жизнь тяжелым трудом и видящие совсем мало счастья и светлых дней. Такими людьми являются, конечно, главная героиня, Пелагея Амосова, и ее муж Павел. Женщина работает на пекарне, каждый день преодолевает путь в полторы версты, а потом не отходит от раскаленной печи. Ни сна, ни отдыха не знает Пелагея. Но продолжает трудиться, потому что не представляет иной жизни, стремиться выбиться в люди. Пелагее есть, для кого жить и стараться, – для единственной дочери Альки, которая сбегает в город и бросает мать умирать в одиночестве. Не менее трагична и судьба Павла, надорвавшегося в колхозе и умершего в самом расцвете лет.
Вот она какая, русская деревня! С разноплановыми образами, так ярко характеризующими происходящее в ней.