Сила сатиры Маяковского (по пьесе «Клоп»)


Маяковский считал сатиру оружием, с помощью которого можно бороться с общественными пороками. После победы пролетарской революции многие ждали стремительных изменений к лучшему во всех сферах социальной жизни, ждал их и Маяковский, но он умел реально оценивать ситуацию. Постреволюционная действительность породила множество разных аномалий, которые Маяковский обличал в агитационных стихах, памфлетах, фельетонах.

Работая в газете, поэт иногда лично отвечал на письма читателей. В то же время он искал способы для широкого охвата, чтобы в короткие сроки передать свои идеи в массы. В 1929 году Маяковский обратился к драматургии, и начал с коротких пьес-агиток и киносценариев. Театральные постановки представляли собой короткий путь к массам и возможность воздействия на них средствами сатиры. Социальную опасность, по мнению Маяковского, представляли бюрократизм и мещанство.

Сатирические произведения поэта показывают многоликость мещанства, которое захватило разные слои граждан советской страны. Одним из таких произведений стала пьеса «Клоп», которую Маяковский считал «театральный вариацией» написанного ранее. Он отмечал публицистичность и проблемность пьесы, присущую газетным сатирическим жанрам.

С газетой пьесу сближает также использование рекламы, с которой начинается «Клоп». Такое начало создает атмосферу мещанской затхлости. На этом фоне появляется главный герой Присыпкин, который в угоду моде стал Пьером Скрипкиным. В этом поступке проявляется желание приукрасить себя, стремление скрыть за внешним блеском внутреннюю бедность.


Стихия приобретательства властвует в мире Присыпкиных-Скрипкиных. В жизни героя намечается важное событие – он женится. Его невеста из нэпманской семьи, родители владеют парикмахерской. Присыпкин в разговоре с тёщей подчёркивает особенность их союза, говоря о том, что в «красной» семье мещанству не место. Разоблачение персонажа в собственной речи является одним из любимых художественных приемов Маяковского.

Баян открыто издевается над Присыпкиным, называя его победившим классом. Он доводит до идиотизма газетные лозунги и в таком виде подсовывает их Присыпкину, а тот, ослепленный собственной значимостью, легко их проглатывает. Присыпкин представляет собой яркий тип перерожденца: «бывший рабочий, бывший партиец» становится мещанином Пьером Скрипкиным.

Размороженный через пятьдесят лет Присыпкин представляет опасность для общества. Его показывают как представителя вымершего животного вида «обывателеус вульгарис» наряду с клопом. Комедия указывает на то, что, даже когда исчезнут мещане, успокаиваться нельзя. Сидящий в клетке Присыпкин, увидев людей, радостно восклицает: «Граждане! Братцы! Свои! Родные!». Это наталкивает на мысль, что такие Присыпкины могут скрываться среди нас. Актеры, играющие Скрипкина, произносят эти слова в зал, обращаясь к публике, чтобы каждый мог задуматься о себе и своем окружении.

Особенность сатиры Маяковского проявляется в решении пропагандистских задач. «Клоп» – это по сути театральная агитка. Типизация явлений, масштабность, художественное обобщение отличает ее от газетных жанров.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания пьесы Маяковского «Клоп»
  • Проблематика пьесы Маяковского «Клоп»
  • Настоящее и будущее в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Отзыв о пьесе Маяковского «Клоп»