Возможно ли всеобщее счастье?


Каждый человек всегда стремится жить счастливо. Но возможно ли всеобщее счастье? На мой взгляд, данная мысль утопична, поскольку не каждому человеку удается найти в своей жизни счастье. В большинстве случаев это связано с тем, что мировоззрение человека противопоставлено тем принципам, которые являются общепринятыми в обществе. Человек не может найти себе место в обществе, которое противно ему.

О невозможности всеобщего счастья в результате противоречий личных убеждений общественным принципам рассуждали многие отечественные авторы.


В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показаны мировоззрения разных поколений. Если представители так называемого «фамусовского общества» считают жизнь счастливой, когда они имеют высокое положение в обществе, некую власть в руках, когда они могут улучшить свое социальное и материальное положение, то вернувшийся после путешествия в Россию Чацкий не видит в такой жизни ничего хорошего. Являясь представителем «века нынешнего», главный герой выступает за образование, за службу, а не прислуживание, за оценку человека не по его социальному статусу, а по его внутренним качествам. А.С. Грибоедов выражает мысль о том, что Чацкий, обличающий пороки современного ему российского общества, сможет обрести счастье лишь тогда, когда изменится общество, когда оно перестанет жить в соответствии с ложными жизненными принципами и ценностями. Однако то, что все остальные персонажи так или иначе принадлежат к «веку минувшему», и то, что в финале комедии показано, что Чацкий уезжает из дома Фамусовых и из Москвы в целом, по сути оставляя свою борьбу с порочным обществом, говорит о том, что Чацкий счастья так и не обрел, так как он находился в условиях царствующего «фамусовского общества». В произведении показано: пока счастливы одни, другие несчастны.

Проблема невозможности всеобщего счастья находит отражение в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Центральный персонаж в результате некоторых событий оказался в монастыре, где монахи и готовящиеся в монахи люди чувствовали спокойствие и гармонию с собой. Такую позицию Мцыри не разделял: в монастыре он ощущал себя заключенным в тюрьме. Счастье Мцыри, который родился в ауле и 6 лет прожил среди вольнолюбивых горцев, заключалось в возможности находиться там, где хочет его душа, наслаждаться приключениями, участвовать в различных сражениях. Несчастьем была жизнь Мцыри в стенах монастыря, он все это время думал о своей малой родине, мечтая избавиться от «келий душных и молитв» и «взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы». В поэме М.Ю. Лермонтова показано, что даже в обществе, где большинство людей обрело счастье, найдется хотя бы один человек, который чувствует себя несчастным.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что всеобщее счастье невозможно, поскольку у каждого человека свои представления о счастье, которые иногда противоречат тем принципам, которые приняты в обществе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
  • Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
  • Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Возможна ли абсолютная справедливость?