Анализ романа Гюго «Собор Парижской Богоматери»


Исследователи полагают, что на написание «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго вдохновил роман В. Скотта «Квентин Дорвард». Молодой Гюго прочитал его в 1823 году и написал о нем статью. Робота над романом «Собор Парижской Богоматери» длилась с 1828 по 1831 год с перерывами. Первый раз процесс написания остановился из-за работы автора в театре, второй раз – из-за революции. В. Гюго относился к работе скрупулёзно, он перечитал много исторической литературы, ближе познакомился с архитектурой собора.

В анализируемом романе можно выделить несколько ключевых тем: любовь и ненависть; красота и уродство души и тела; история Франции; жизнь французского народа в XV веке. В Гюго реализует в произведении идеи, которые остаются актуальными в любую эпоху. Он показывает, что за красивой оболочкой не всегда скрывается прекрасная душа, доказывает, что от любви до ненависти один шаг. В. Гюго восхваляет верную любовь Эсмеральды и Квазимодо, в то же время, он осуждает цыганку, которую полностью ослепила любовь к лживому капитану. Также В. Гюго показывает, что народ может сам вершить свою судьбу, если научится бороться с несправедливостью.

Сюжет произведения достаточно сложный, так как писатель тесно переплетает несколько сюжетных линий. Но всё же основная событийная канва связана с Эсмеральдой, Квазимодо и Клодом Фролло. Сюжет развивается последовательно, но автор часто использует ретроспекцию, чтобы рассказать о прошлом героев. Экспозиция – мистерия во Дворце правосудия, выборы короля шутов, рассказ о выступлении Эсмеральды на Гревской площади. Завязка – попытка Клода Фролло при помощи Квазимодо похитить Эсмеральду. Развитие событий очень стремительное. Ключевые события – приключения Гренгуара во Дворце чудес и его брак с Эсмеральдой, казнь Квазимодо, свидание Феба с Эсмеральдой, суд над девушкой, рассказ о Гудуле, жизнь Эсмеральды в Соборе, штурм Собора. Кульминация – попытка Гудулы защитить свою дочку. Развязка – казнь Эсмеральды, смерть Квазимодо. Интересно, что ни одну основную сюжетную линию В. Гюго не оставляет с открытой развязкой.


Формальное оформление романа не менее интересное, чем сюжетные хитросплетения. В. Гюго рассказал не только о судьбах героев, но и о Соборе Парижской Богоматери, изложил историю Франции, Парижа. Для этого автор выделил целые главы. Кроме того, произведение богато лирическими отступлениями. Например, автор раздумывает над тем, как книги могут вытеснить зодчество, как мода разрушает старину.

Особенность системы образов романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» в том, что она основана на антитезе. Автор противопоставляет Квазимодо и Феба, Квазимодо и Клода Фролло, Эсмеральду и Феба, Эсмеральду и Квазимодо, Жеана Фролло и Клода Фролло. В основновном антитеза выражает опоззиционные категории «красивый – уродливый», «злой – добрый». Все ключевые герои изображены детально. Автор обращает внимание и на их внешость, и на их черты характера. Он показывает как судьба влияет на характеры людей.

Художественное оформление романа богатое, ведь чтобы выразительно описать героев, ярко воспроизвести события, автор использовал множество тропов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ собора и его роль в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Народ в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • История создания романа Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • «Собор Парижской Богоматери» Гюго как исторический роман