Образ собора и его роль в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»


В центре романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» одноименный собор. В предисловии писатель объясняет, что на написание произведение его вдохновило слово рок, выскобленное древнегреческими буквами на стене Собора Парижской Богоматери.

Детальное описание собора появляется только в первой главе третьей книги. Автор смотрит на него и глазами своих современников, и глазами парижан XV века. Он говорит, что время не смогло стереть благородство и величие почтенного памятника старины, хоть люди разрушали его, наносили повреждения. В. Гюго уверен, что больше всего вреда собору принесли архитекторы. Например, они видоизменили фасад – одну из красивейших частей здания. Современники В. Гюго лишены возможности созерцать верхнее крыльцо, нижний ряд статуй и верхний ряд изваяний, когда-то украшавших галерею первого яруса.

Писатель также детально описывает вид собора времен Средневековья, акцентируя внимание именно на фасаде. Он восхищается зубчатым карнизом и окном-розеткой, массивными башнями с шиферными навесами. Пять ярусов фасада – множество разнообразных скульптур, деталей. «Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро». Писатель даже сравнивает это гениальное творение человеческих рук с творением Бога.

Интерьерным зарисовкам тоже находится место. Правда, писатель строит их в форме раздумий. Он задает риторические вопросы, пытаясь понять, кто низверг статую Христа, кто убрал множество статуй, кто заменил старый готический алтарь. Даже ажурную колокольню один архитектор «ампутировал».


Неоднократно В. Гюго говорит о Соборе Парижской Богоматери, о его статуях как о живых существах. Например, писатель задается вопросом, кто выселил статуи. Вред Собору наносили моды и революции, но первые были более беспощадны.

В романе собор представлен, как таинственное место. В нем странным образом уживались добро и зло. Архидиакон Клод Фролло, настоятель Собора Парижской Богоматери занимался алхимией. Парижане считали его колдуном, чернокнижником. Звонаря собора, уродливого Квазимодо, парижане воспринимали как дьявола. Хоть, на самом деле, упомянутые герои, не занимались колдовством, слухи о них придавали мрачности образу собора.

Собор был покровом и убежищем для всех. Даже приговоренные к казни под его покровом были неприкасаемыми. Вот почему Квазимодо унес Эсмеральду в собор с криком «Убежище!» Только король мог решить, что человека можно забрать из собора, чтобы казнить. Так случилось и с цыганкой.

Собор был трагическим местом. Попытка бродяг пробраться в него, чтобы спасти Эсмеральду стала роковой для некоторых арготинцев. По иронии судьбы под стенами собора погиб Жеан Мельник и Клод Фролло. Братья разбились, упав с огромной высоты.

Собор Парижской Богоматери в одноименном романе представлен как гениальное творение человеческих рук. И только от людей зависело, станет он убежищем и защитой или же местом трагедии.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Народ в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • История создания романа Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Анализ романа Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • «Собор Парижской Богоматери» Гюго как исторический роман