История создания романа Гюго «Собор Парижской Богоматери»


Определить, когда у В. Гюго возник замысел романа «Собор Парижской Богоматери» трудно. Скорее всего, писателя вдохновил роман Вальтера Скотта «Квентин Дорвард», в котором также изображена Франция XV века. В. Гюго сделал разбор произведения коллеги по перу и изложил свои взгляды на исторический роман в том же 1823 году. В разборе стоит внимания такая мысль: «После живописного, но прозаического романа Вальтера Скотта остается еще создать роман в ином жанре, по нашему мнению, более изящный и более законченный».

В 1828 году В. Гюго начал работать над романом «Собор Парижской Богоматери». Выбор эпохи, скорее всего, был продиктован произведением В. Скотта, но идея сделать Собор центром идейной, образной и хронометрической системы романа принадлежит Гюго.

В 1828 году писатель часто бывал в соборе, когда гулял со своими друзьями. Тогда же он познакомился с аббатом Этже – первым викарием собора. Аббат писал мистические сочинения, которые церковь признала еретическими. Аббат Этже также познакомил писателя с архитектурной символикой собора. Упомянутый священнослужитель, видимо, послужил прототипом для создания образа Клода Фролло.

В этот период В. Гюго изучал историческую литературу, делал выписки. Скрупулёзная работа дала интересный результат: ни одно из имен героев романа не было придумано, все они были взяты из древних источников.


В середине 1828 года замысел романа оформился в голове писателя более четко – и он набросал план. Первые записи В. Гюго показывают, что изначально события романа, система образов очень отличались от того произведения, которое известно нам сегодня. Не было капитана Феба де Шатопера, в Эсмеральду были влюблены Клод Фролло и Квазимодо. Гренгуар же согласился подменить собой цыганку.

В ноябре 1828 года В. Гюго заключил договор с издателем. Он обязался предоставить готовое произведение 15 апреля 1829 года. Сроки были сорваны, так как Гюго с головой окунулся в работу в театре. Был заключен второй договор, но он тоже был сорван, теперь уже из-за революции. Третий договор, который давал отсрочку до 1 февраля 1831 года был выполнен.

В. Гюго очень много работал, ведь ему грозила огромная неустойка. Адель Гюго рассказывала, что писатель «купил себе бутылку чернил и огромную фуфайку из серой шерсти, в которой тонул с головы до пят, запер на замок свое платье, чтобы не поддаться искушению выйти на улицу, и вошел в свой роман, как в тюрьму». Он отвлекался только на сон еду и недолгие посиделки с друзьями. В начале работы грусть одолевала В. Гюго, но потом он увлекся, начал «влюбляться» в героев. Когда завершил роман, то почувствовал, что ему тяжело расставаться с ними.

16 марта 1831 года роман впервые увидел мир. Он быстро заслужил популярность и к концу года выдержал семь изданий. Восьмое издание (1832 года) было дополнено тремя главами. В авторских примечаниях к этому изданию В. Гюго пообещал написать ещё два романа.

Благодаря популярности романа в 1841 году начали реставрировать собор. Знаток средневекового искусства Виолле-де-Дюка попытался приблизить здание к первоначальному облику.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ собора и его роль в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Народ в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Анализ романа Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • «Собор Парижской Богоматери» Гюго как исторический роман