Образ Людовика XI в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»


Роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» присущ историзм, поэтому образ Людовика XI вызывает особый интерес. Этот монарх правил Францией с 1461 по 1483 год. В упомянутом романе Людовик XI изображен на закате своего правления, так как события происходят в 1482 году.

Сведения, которые сохранила история, дают возможность охарактеризовать Людовика XI и как монарха, и как человека. Король был миролюбивым, он не затевал ненужных войн. Он сумел объединить Францию и примирить феодалов. Он усилил монархию.

Людовик XI был дальновидным и осмотрительным, но когда требовала ситуация, мог быть деятельным и решительным. В то же время немало было у короля и негативных качеств: хитрость, жестокость, непостоянность в своих привязанностях. Кроме того, король был суеверен. Он любил повторять фразу: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать».

Как видим, фигура Людовика XI неоднозначна. В. Гюго показал его узко, акцентировав внимание на негативных чертах. В романе «Собор Парижской Богоматери» король пред взором читателя появляется дважды. Сначала он приходит в келью архидьякона Клода Фролло, чтобы священник помог ему излечиться от тяжелой болезни.

Король не хотел, чтобы священник его узнал, поэтому скрыл свою фигуру под длинной одеждой, а лицо – под капюшоном. Автор описывает впечатления Фролло от внешнего вида незнакомца: «это был старик лет шестидесяти, среднего роста, казавшийся больным и дряхлым». Фролло также отметил властность и суровость профиля незнакомца, его «широкий лоб – признак одаренности». Фролло отказался заниматься лечением, но его речи впечатлили короля, поэтому тот ещё не раз беседовал с архидиаконом.


Второй раз читатель видит Людовика XI, когда тот приезжает в Париж на несколько дней. Король поселился в кельи в Бастилии – обширной комнате с самой необходимой мебелью. Владыка решал финансовые вопросы с приближенными ему людьми. В. Гюго продемонстрировал скупость монарха, рассказав о том, как тот подсчитывал расходы. Не скупился король только на большой меч для палача и клетку для особо опасных для него людей. Эти детали указывают на трусость и жестокость Людовика XI. Кроме того, король не жалел денег, должностей для тех, кто были ему полезны.

Когда король пребывал в Париже, бродяги начали захват Собора Парижской Богоматери. Людовику XI доложили о мятеже. Узнав, что бунтуют не против него, а против главного судьи дворца правосудия, он ответил, что сейчас «под рукой мало людей», послать помощь можно и завтра. На самом деле, король был рад, что чужими руками может припугнуть дворян.

Когда же Людовик XI узнал, что бунтуют и против него, сразу же нашел людей для того, чтобы остановить мятеж. Ему сказали, что люди взбунтовались из-за цыганки-колдуньи. Людовик приказал повесить девушку.

Людовик XI любил лесть. Когда стражники привели Гренгуара, монарх приказал его казнить. Поэт начал умолять его помиловать, говорил красивые речи, начал лобызать туфли короля. Людовик XI его помиловал.

Таким образом, В. Гюго не придерживался исторической правды, изображая Людовика XI. Он показал его как скупого, жестокого и трусливого старика.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Тристана Отшельника в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Образ Жака Шармолю в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Образ Пьера Тортерю в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Образ Анриэ Кузена в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»