Образ Пьера Тортерю в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»


Пьера Тортерю – второстепенный, можно даже сказать, эпизодический герой романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Тем не менее, этот герой необходим, чтобы показать суровые законы, наказания, которые были обычным делом для французов, живущих в XV веке.

Пьера Тортерю – постоянный палач судебного пристава Шатле. Все парижане знали его имя, ведь Тортерю частенько появлялся на Гревской площади, чтобы наказать нарушителя плеткой.

Читатель впервые встречается с палачом во главе, повествующей о наказании Квазимодо. За попытку похитить девушку звонарю присудили удары плетками на позорном колесе. В. Гюго лаконично описывает внешность Пьера Тортерю: «коренастый, дюжий человек, на одежде которого красовался герб города». Как только публика заметила палача, веселье и шум утихли. Эта деталь свидетельствует о том, что Тортерю боялись.

Палач судебного пристава был очень жестокий. Физическая боль других людей доставляла ему удовольствие. Например, Квазимодо Тортерю бил яростно. Он усиливал удары, возбуждаясь собственной жестокости. Процесс казни пьянил героя. Он совершенно не обращал внимание на то, как чувствует себя человек, которого наказывают. Кажется, Тортерю мог бы убить подсудимого и, не заметив этого, продолжал бы его бить плетью. Единственное, что подействовало на палача – приказание Шатле. Судебный пристав указал на песочные часы, которые палач поставил перед казнью – Тортерю тот же час прекратил пытку.

Следует отметить, что палач занимался только пыткой. После пытки наказанным занимались его помощники. В случае надобности, помощники были на подхвате и во время пыток. После издевательства над Квазимодо Пьера Тортерю только стряхивал кровь из белых ремней плети.


Капитан Феб метко охарактеризовал палача судебного пристава, рассказывая в доме вдовы Гонделорье о казни Квазимодо: «Пьера Тортерю – самый крутой из конюхов, чистящих скребницей шкуру мошенников».

Пьера Тортерю было сложно справиться только с Марком Сененом – казначеем Высшей счетной палаты. Его пытались обвинить в колдовстве, но он не брал на себя эту вину. Даже сильный в руках Тортерю изнемогал за время пытки.

Палач пристава Шатле пытал и Эсмеральду, когда суд пытался уличить её в колдовстве, а также повесить на девушку вину за убийство Феба.

На Тортерю не действовало ничего: красота цыганки не впечатляла его, её хрупкое тело не вызывало жалости. Палач хладнокровно делал свою работу. Он был готов использовать любое орудие пытки. В этом эпизоде В. Гюго обращает внимание на деталь внешности героя – мозолистые руки. Эта деталь свидетельствует о том, что на счету Тортерю много пыток, казней.

Вряд ли палач запоминал лица тех, кого мучал. Зато его помнили. Например, Эсмеральда вспоминала Тортерю с содроганием и страхом.

Таким образом, палач Пьера Тортерю из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» – воплощение жестокости и равнодушия. Он словно натасканный зверь, который готов выполнить любое приказание хозяина.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Людовика XI в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Образ Тристана Отшельника в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Образ Жака Шармолю в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Образ Анриэ Кузена в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»