Проблема взаимоотношений учеников и учителей (По В.И. Амлинскому)


В.И. Амлинский поднимает проблему взаимоотношений учеников и учителей.

Данная проблема раскрывается через восприятие рассказчиком учителя. Герой разграничивает понятия «любовь к учителю» и «уважение к учителю». Рассказчик признается, что ученики его класса «уважали тех, кого боялись». Такие учителя ставили двойки, оставляли после уроков, «каждый балл взвешивали на аптекарских весах» и задавали те вопросы, на которые ученики не знали ответа на прошлом уроке.

Рассказчик признается, что одноклассники не особо уважали своего классного руководителя, однако очень его любили. Это был человек, которого «можно уговорить, если очень просить и смотреть при этом влажными, покорными собачьими глазами». Повествователь говорит о том, что классный руководитель «был всегда приветлив и вежлив», называл своих учеников на «Вы». Вероятнее всего, за то, что ученики чувствовали себя равными учителю, они и полюбили его. Об этой чистой и искренней любви говорит и то, что рассказчик, когда эвакуированные задумывались о «своих живых и своих погибших», думал о классном руководителе, который проявил собственную инициативу для участия в войне. Личность учителя навсегда запомнилась рассказчику, который признается в том, что «и теперь часто думает о нем».

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: в памяти учеников остаются те учителя, которых школьники не только уважают, но и любят, которые не возвышаются над учениками, а проявляют к ним собственное уважение.


С данной точкой зрения можно согласиться. Учителя, которые ставят себя на равных с учениками, становятся любимыми учителями, о которых школьник будет помнить вечно.

Поднятая проблема рассматривается во многих произведениях, в которых есть образ учителя.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» особое внимание уделяется взаимоотношениям учительницы Лидии Михайловны и ученика, от лица которого ведется повествование. Лидия Михайловна была неравнодушным педагогом, который искренне хотел помочь своим ученикам. Учительница с понимаем относилась к проблемам школьников и старалась им помочь. Лидия Михайловна никогда не возвышалась над учениками, она вела себя с ними на равных. Так, учительница, желая помочь рассказчику, начала играть с ним на деньги для того, чтобы мальчик получал деньги на еду. Поступок Лидии Михайловны и ее доброта навсегда запомнились рассказчику, который спустя время выражает ей свою благодарность.

Образы учителей раскрываются и в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». К завучу Елизавете Петровне и классной руководительнице Клавдии Николаевне ученики 7 «Е» класс не испытывают ни уважения, ни любви. Когда в гимназию приходит новый учитель – географ Сергей Анатольевич, дети начинают проникаться к нему уважением и любовью, потому что он был единственным, кто боролся за права учеников коррекционного класса и действительно уважал их.

Таким образом, только те учителя, которые уважительно относятся к своим ученикам, заслуживают любовь школьников.

С полным текстом В.И. Амлинского можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема отношения к историко-литературным местам России (По К.Г. Паустовскому)
  • Можно ли найти оправдание неблаговидному поступку? (По В.Ф. Тендрякову)
  • Проблема сближения людей на основе общих интересов (По К.Г. Паустовскому)
  • Проблема роли детства в жизни человека (По Л.Н. Толстому)