Антитеза в поэме Пушкина «Медный всадник»


В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» используется прием антитезы.

Уже во вступлении идет противопоставление того, что было до создания Санкт-Петербурга, тому, что стало с Санкт-Петербургом спустя сто лет с его создания. Вначале говорится о той водной стихии, которая царствовала на месте будущего города. Отмечается, что все находящееся там было почти не тронутым человеком. Затем говорится о том, что Петр I решил построить Санкт-Петербург. Спустя сто лет то, что было до, совершенно изменилось. Одинокое, никем не посещаемое место превратилось в пышный город, наполненный людьми. С помощью данного противопоставления А. С. Пушкин показывает, что в результате деятельности Петра I преобразовывалось государство. Царь реализовал свою цель «прорубить окно в Европу».

Прием антитезы связан в первую очередь с раскрытием основных образов. Петр I иллюстрируется в произведении в двух ипостасях: как реальное историческое лицо и как памятник-статуя. Эти две ипостаси противопоставляются друг другу. Если Петр I как историческое лицо рисуется как царь-преобразователь, который действует на благо всего русского народа, то Медный всадник рисуется как символ неограниченной власти, которая отличается своей жестокостью и равнодушием к отдельным судьбам представителей народа. С помощью данного противопоставления А.С. Пушкин рисует две стороны власти. Во времена А.С. Пушкина существовали две точки зрения на личность Петра I: одни поддерживали деятельность царя, другие – отрицали и упрекали. В поэме «Медный всадник» эти две точки зрения не отрицают друг друга, а сливаются воедино.


И образ Петра I, и образ Медного всадника вступают в отношения противопоставления с образом Евгения.

А.С. Пушкин показывает, что у царя-преобразователя все мысли и стремления связаны с благом государства. Он хочет «прорубить окно в Европу», то есть повысить авторитет России. Евгений занят думами о собственной жизни: он размышляет о своей бедности, мечтает о совместном счастливом будущем вместе с возлюбленной Парашей. В поэме показано, что представитель власти и представитель народа рассуждают и думают о разных вещах и явлениях.

Противопоставление Медного всадника и Евгения заключается в том, что даже памятник-статуя оказывается сильнее отдельного человека. Не обладающий душой Медный всадник начинает преследовать обладающего душой Евгения, когда тот поднял против власти своеобразный бунт. А. С. Пушкин показывает, что отдельный представитель народа, по сравнению с властью, совершенно бессилен. Евгений бессилен как по отношению к водной стихии, которая отняла у него возлюбленную и вместе с ней счастливое будущее, так и по отношению к царю, по воле которого на неблагоприятном месте был построен Санкт-Петербург.

А.С. Пушкин демонстрирует, что Санкт-Петербург – символ государственных преобразований, открывавших новые возможности для России и символ трагедии «маленьких людей», судьбами которых пренебрегает власть ради достижения государственных целей.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что осталось непонятным в поэме Пушкина «Медный всадник»?
  • Почему поэма Пушкина называется «Медный всадник»?
  • Отзыв о поэме Пушкина «Медный всадник»
  • Каким я вижу Пушкина в поэме «Медный всадник»?