Чему подчинена композиция рассказа Платонова «Песчаная учительница»?


Рассказ «Песчаная учительница» Андрея Платоновича Платонова - повествование о смелой, решительной и твердой духом учительнице, Марии Никифоровне Нарышкиной, взвалившей на свои хрупкие плечи важное дело - борьбу с песками. Интересна композиция этого произведения. О ней мы и поговорим.

Рассказ небольшой по объему, состоит из пяти главок. В первой части автор дает краткое описание детства героини и ее учебы на педагогических курсах в Астрахани. Здесь же знакомит с отцом Марии. Его образ дан односторонне. Характеристика занимает пару предложений. Это все ретроспективное описание, настоящее же начинается с момента, когда девушка отправляется в далекое село Хошутово, расположенное на границе с пустыней.

Что касается второй части, то в ней мы видим, как девушка прибывает в это заброшенное на краю света селение. Ее встречают отчаявшиеся крестьяне, которые занимаются ежедневным бесполезным трудом - очищают дворы от вновь прибывающего песка.

В третьей части рассказа А.П. Платонов показывает попытки девушки обучать местных детей грамоте. Все начинания не увенчались успехом. Крестьяне бедны настолько, что им не во что одеться, нечего есть. Зимой двое из числа учеников умирают. Мария Никифоровна понимает, что обычная грамота в этих местах не нужна, куда важнее другая наука - наука борьбы с песками и превращение их в землю, наполненною жизнью.


Девушка начинает действовать. Первый ее шаг - обращение в округ с просьбой выделить учителя «песчаного дела». Вместо этого Марии предлагают обучиться самой, а потом рассказать обо всем крестьянам.

Дойдя до четвертой части рассказа, мы видим, каким стало село за два прошедших года. Крестьяне стали заниматься общественными работами, для которых было определено специальное время - два раза в год, весной и осенью. Хошутово зазеленело. Кустарники шелюги надежно защищали огороды и колодцы с водой, тянулись к небу посадки сосен.

Пятая, заключительная часть, показывает самый напряженный момент в повествовании. Ее можно обозначить, как кульминационную. Плоды кропотливого труда крестьян и молодой учительницы были уничтожены всего за трое суток прибывшими кочевниками. Кони и скот оглодали кустарники и вытоптали их, люди же вычерпали всю воду. Девушка пребывала в расстроенных чувствах. Видя несправедливость, она направилась на беседу к вождю, но ничего не добилась. Не дала результата и поездка в округ. Завокроно и вовсе огорошил девушку новостью, что в Хошутово в ней больше не нуждаются, гораздо больше ее помощь необходима в селе Сафута, куда он и предложил переехать Марии. Нарышкина сомневалась недолго. Она уже давно похоронила свое личное счастье в песках. Девушка согласилась.

Подводя итог, мы можем отметить, что композиционное деление рассказа не случайно - таким образом автор описывает поэтапное становление личности главной героини, ее постепенное движение от разочарования и крушения юношеских надежд до принесения себя в жертву и жизни на благо других людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Платонова «Песчаная учительница»
  • Проблематика рассказа Платонова «Песчаная учительница»
  • Роль учителя на селе (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)
  • Отзыв о рассказе Платонова «Песчаная учительница»