Роль учителя на селе (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)


После выхода в свет сборника рассказов «Епифанские шлюзы» Андрей Платонович Платонов стал известен широкому кругу читателей. В литературу пришел писатель яркого и необыкновенного таланта. Необычным было все, начиная от героев и заканчивая стилем этого автора. К каждому из персонажей Платонов относился с теплотой. Но из всей этой многоликой толпы хочется выделить молодую учительницу, Марию Никифоровну Нарышкину, главную героиню рассказа «Песчаная учительница».

Девушка росла романтической натурой, увлекалась географией, поэтому легко определилась со своей будущей профессией. На педагогические курсы в Астрахань ее отвез отец, а спустя четыре года Нарышкина уже ехала работать в отдаленное село Хошутово, расположенное на границе со среднеазиатской пустыней.

Учитель в селе - профессия престижная. Этому человеку крестьяне верят, как себе самому. И девушке пришлось взять на себя роль человека, способного повести за собой. Мария понимала, что школа этим людям, прозябающим в нищете, совершенно не нужна. Грамоте здесь обучать некого. Дети ходили на занятия через раз. Когда же зимой умерло двое учеников, Нарышкина поняла, что так дальше продолжаться не может и поехала в отдел народного образования.


Учителя специальной науки - «песчаного дела» - ей, конечно, не выдели, зато посоветовали самой обучиться и даже дали стопку книг. Нарышкина с увлечением принялась изучать науку по борьбе с песками. Общественные работы два раза в год, о которых договорились жители села Хошутово, стали приносить результат. Посадки кустарников шелюги надежно защищали от песка огороды и колодцы с водой. Люди нашли способ заработать дополнительные деньги - стали плести корзины из ветвей. И все это благодаря молодой учительнице. Ведь что делает учитель? Он не только дает знания, он помогает их применить, показывает пример. Таким примером и стала Нарышкина. Девушка показала, что можно жить иначе, главное - поставить цель и идти к ней. Никакие преграды не смогли заставить ее повернуть с выбранного пути.

Правда, кропотливые труды все же были уничтожены кочевниками, которые вытоптали все посадки и вычерпали воду из колодцев, но ситуация не изменилась. Ростки были заложены, а, значит, жители села начнут все сначала и снова смогут встать на ноги. Правда, уже без своей учительницы. Теперь они смогут справиться со всем и без нее. А Нарышкина поедет в другое село, еще более запущенное, и там сможет повести людей за собой, дать им надежду на светлое будущее. Уж ей-то оптимизма не занимать! Приятно слушать, как она обещает приехать через пятьдесят лет по лесной дороге, а не по пескам. И ведь приедет! Я в этом нисколько не сомневаюсь.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что роль учителя в селе необычайно велика. Ему верят, к нему прислушиваются, за ним идут. И если есть такие учителя, как Мария Никифоровна Нарышкина, способные всю себя отдать людям, похоронить свои молодые годы ради счастья других, светлое будущее нам обеспечено. Значит, все еще будет. И будет непременно хорошо.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Платонова «Песчаная учительница»
  • Проблематика рассказа Платонова «Песчаная учительница»
  • Чему подчинена композиция рассказа Платонова «Песчаная учительница»?
  • Отзыв о рассказе Платонова «Песчаная учительница»