Если бедность не порок - то что? (по пьесе Островского «Бедность не порок»)


Название пьесы А. Островского «Бедность не порок» стало крылатым выражением. Закономерно после прочтения произведения возникает вопрос: «Если бедность не порок - то что?». Думаю, начинать поиски ответа на него следует со значения слова «порок». В толковых словарях сказано, что это недостаток, позорящее свойство; отклонение от вида, считающегося нормой. Переносное значение этой лексемы – нравственный недостаток, негативное качество человека.

Бедность же толкуется как экономическое положение, нужда в деньгах, других материальных средствах. Как видим, ее нельзя назвать недостатком. Это просто материальные обстоятельства, в которых пребывает человек, причем чаще всего эти обстоятельства временные. Между понятиями «бедный человек» и «плохой человек» нельзя поставить знак равенства. Ведь небогатые люди могут быть красивы душой. Эти истины в который раз доказывает А. Островский.

Действующие лица пьесы «Бедность не порок» можно разделить на две группы: зажиточных людей и людей с небольшим достатком. К первым относятся Гордей Карпыч Торцов и Африкан Савич Коршунов. Оба героя живут в достатке, но хотят большего. Коршунов – владелец фабрики, приносящей неплохой доход. Тем не менее, мужчина при любом удобном случае проворачивает денежные махинации. Африкан Савич считает, что он вправе «покупать людей», манипулировать ими. Вот, что, по моему мнению, следует считать нравственным пороком. Ведь поступать так, как Коршунов, человек с чистой совестью не может.


Гордей Карпыч Торцов также зажиточный человек, но проживает в провинции. Ему очень хочется переехать в Петербург или Москву. Это желание ослепляет трезвый рассудок мужчины: он готов отдать дочь за старого фабриканта, лишь бы достичь цели. Я считаю, что такая душевная слепота – тоже нравственный порок.

Яша Гуслин и Митя – небогатые молодые люди. Они живут просто, не пытаются кого-то обманывать ради своей выгоды. Герои поступают по совести и являются доказательством, что бедность – не порок. Это состояние, возникшее из-за конкретных жизненных обстоятельств. И пока человек не переступает из-за нужды моральные принципы, пока сохраняет свою душу чистой, бедность нельзя считать недостатком. Это прекрасно понимают другие герои пьесы: Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, Любим Карпыч. Они не считают бедность изъяном, поэтому относятся к небогатым людям как к равным.

Порок ассоциируется с чем-то неисправимым или тем, что трудно исправить. Материальное же положение человека зависит в большей степени от него самого. Думаю, что Митя из пьесы А. Островского сможет стать хорошим хозяином, обеспечивать свою семью, так как парень целеустремленный и работящий. Жизнь в нужде лишь временной жизненное обстоятельство.

Таким образом, бедность – это не порок, а материальное состояние, нужда в средствах. Ее нельзя называть недостатком, наоборот это состояние учит человека помогать окружающим, ценить свой труд и труд других людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания пьесы Островского «Бедность не порок»
  • Анализ пьесы Островского «Бедность не порок»
  • Анализ финала пьесы Островского «Бедность не порок»
  • Отзыв о пьесе Островского «Бедность не порок»