История создания пьесы Островского «Бедность не порок»


Пьеса А. Островского «Бедность не порок» была написана за довольно короткий промежуток времени. Замысел ее возник 10 июля 1853 г., а уже 22 числа следующего месяца драматург приступил к его реализации. Произведение было закончено к концу 1853 г. 2 декабря Александр Николаевич представил ее в литературных кружках Москвы и остался довольным реакцией публики, о чем свидетельствует письмо М.П. Погодину.

Сначала А. Островский собирался написать небольшую пьесу из двух актов, но в ходе работы она разрослась до трех действий, завершающихся неожиданной, резкой развязкой. Согласно первоначальному замыслу, пьеса должна бы называться «Гордым Бог противится», но автор переименовал ее в процессе написания.

Существенные правки были внесены и в систему образов. Например, Митя изначально был молодым поэтом, выходцем из народа, потом же автор «превратил» его в приказчика зажиточного купца Гордея Торцова. Кроме того, автор то и дело возвращался к образу Любима Торцова, добавляя ярких красок. Стоит отметить, что прототипом этого действующего лица стал приятель А. Островского купец И.И. Шанин. Пьеса вообще создавалась под влиянием друзей-славянофилов, поэтому многие приятели А. Островского узнали в героях произведения себя.

Купеческая среда, изображенная в пьесе, также выбрана автором не случайно. Островский работал в суде, куда часто обращались купцы. Это и предоставило драматургу возможность познать особенности жизни купеческого сословия.


Некоторое время постановка пьесы «Бедность не порок» запрещалась, а сам А. Островский был под надзором полиции. Дело в том, что комедия была создана после публикации «Банкрута», существенно осложнившей жизнь драматурга. Пьесу «Бедность не порок» цензура не пропустила, так как посчитала ее клеветой на российскую действительность.

Впервые пьеса была поставлена на сцене Малого театра в Москве 25 января 1854 г. Роль Любима Торцова сыграл Пров Садовским. Именно ему автор посвятил произведение. Зрители не сразу оценили комедию по достоинству. Драматурга «ругали» за то, что он вывел на сцену простонародные характеры. Критики оставляли о пьесе как негативные, так и позитивные отзывы. Так возникали горячие, принципиальные споры.

Одним из наиболее резких отзывов о пьесе стала рецензия Н.Г. Чернышевского, опубликованная в 5-м номере журнала «Современник». Николай Гаврилович назвал комедию слабой, а ее счастливую развязку – приукрашиванием реальности. Негативный отзыв был связан с тем, что Н.Г. Чернешевскому не нравились славянофильские взгляды А. Островского.

Интересно, что еще в ходе написания пьесы «Бедность не порок» А. Островский распределил роли между актерами Малого театра. Во второй половине XIX века на сцене Малого театра эта пьеса ставилась чаще других. Известна она была и на театральных сценах провинции. 9 сентября 1854 г. она была представлена в Александрийском театре в Петербурге.

1854 г. ознаменовался не только первой постановкой пьесы А. Островского на сцене, но и ее выходом в свет отдельной книгой. Книгу восприняли также неоднозначно, как и постановку.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ пьесы Островского «Бедность не порок»
  • Анализ финала пьесы Островского «Бедность не порок»
  • Если бедность не порок - то что? (по пьесе Островского «Бедность не порок»)
  • Отзыв о пьесе Островского «Бедность не порок»