«Иисус идет на казнь» (анализ эпизода повести Андреева «Иуда Искариот»)


В повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» важное место занимает эпизод «Иисус идет на казнь». Данный эпизод композиционно находится в восьмой главе произведения.

Основными участниками эпизода являются заглавный персонаж – предавший Иисуса Иуда, а также один из главных героев – сам Иисус. В данном эпизоде участниками являются также и ученики Иисуса, и народ, и воины, и Понтий Пилат.

В основе данного эпизода лежит следующее событие: Иисуса, которого предал Иуда, ведут на казнь. Эпизод начинается тем, что Иисуса после допроса у Каиафы ведут к Понтию Пилату на финальный суд. Заканчивается эпизод казнью Иисуса.

Л.Н. Андреев особое внимание уделяет данному эпизоду. И делает он это не столько для того, чтобы продемонстрировать то, как казнят Иисуса, сколько для того, чтобы продемонстрировать поведение остальных персонажей. Иисус в данном эпизоде не является главным действующим персонажем, Л.Н. Андреев уделяет особое внимание поведению окружающих Иисуса людям.


Автор повести показывает, что ученики Иисуса не идут вслед за своим учителем, их вообще не видно. В данном эпизоде появляется лишь ученик Фома, который страшится Иуды и пытается скрыться от него. Когда же Иуда говорит Фоме, что всем ученикам необходимо собраться и попросить у суда отдать им Иисуса, Фома отказывается от этой идеи, аргументируя это тем, что они не могут препятствовать судебному разбирательству. Фома, выражая мысли остальных учеников, пугается количества вооруженных сил. Ученик Фома говорит о том, что суд не может обвинить невинного Иисуса. Л.Н. Андреев в данном эпизоде подчеркивает мысль о том, что ученики Иисуса, побоявшиеся вступиться за своего учителя, – настоящие трусы.

Единственным человеком, который идет за Иисусом, становится Иуда. Л.Н. Андреев показывает внутренние переживания и терзания Иуды, который видит, что никто из окружающих людей не готов пойти на жертвы ради спасения и защиты Иисуса. Когда Иисуса ведут на суд, Иуда находится совсем близко к нему: «совсем близко встретил его утомленный взор» и «несколько раз дружелюбно кивнул головой». Видя Иисуса, Иуда произносит ему: «Я здесь, сынок, здесь!». Иуда следит за всем, что происходит. Он идет на казнь Иисуса, страдая от того, что ждет его учителя. До самой казни Иисуса Иуда верил в то, что окружающие люди встанут на защиту Иисуса, что они поймут, кто на самом деле перед ними находится.

Иуда надеялся, что ученики Иисуса придут к нему на помощь, но этого не произошло. Также Иуда надеялся, что народ, который восторженно встречал Иисуса до судебного разбирательства, попросит освободить Иисуса. Однако верующие, как отмечается в повествовании, шли молча; некоторые улыбались, делая вид, что их не касается то, что сейчас происходит, некоторые «сдержанно говорили», однако их голоса «тонули в громких криках врагов Иисуса». Л.Н. Андреев показывает, что предателями являются не только Иуда и остальные ученики Иисуса, но и народ, который вместо того, чтобы защитить Иисуса, стал просить казнить его. Автор повести специально акцентирует внимание на том, что прокуратор Понтий Пилат отказывается брать на себя ответственность за казнь Иисуса, эту ответственность берут окружающие люди. Л.Н. Андреев показывает, что на казнь Иисуса отправляет не суд, а народ.

Когда Иисус приговаривается к казни, Иуда теряет силы, но продолжает идти за ним. Л.Н. Андреев показывает, что Иуда произносит адресованные Иисусу слова «Я с тобой». Не боясь солдат, Иуда повторяет Иисусу слова: «Я с тобой. Туда. Ты понимаешь, туда!». Писатель вновь подчеркивает мысль о том, что Иуда был единственным, кто сопровождал Иисуса в последние минуты его жизни, все остальные люди были лжецами, лицемерами и трусами.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Иисуса и Иуды (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Иуда – «предатель поневоле» (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Можно ли оправдать «предателя поневоле»? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Почему Иуда предал Иисуса? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)