Сравнительная характеристика Иисуса и Иуды (по повести Андреева «Иуда Искариот»)


Центральным персонажем повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» является Иуда, который является одним из учеников Иисуса. Из-за данной взаимосвязи в произведении особое внимание уделяется сравнительной характеристике Иисуса и Иуды.

Иисус является божьим сыном, которого сопровождают ученики. Иуда же является одним из учеников Иисуса. В этом проявляется одно из отличий между персонажами.

Еще одно отличие заключается в том, что Иисус в повести Л.Н. Андреева представлен прежде всего как человек; в данном образе человеческих черт больше, чем божественных. Иуда Искариот занимает особое место, так как именно Иуда становится своеобразным вершителем судеб, так как именно из-за действий Иуды Иисус умирает, приближая свое воскресение. Именно Иуда представлен в повести как человек, который повлиял на ход истории.

В андреевском рассказе большее внимание уделяется образу Иуды, а не образу Иисуса. Писатель особое внимание уделяет внутреннему миру Иуды, а образ Иисуса представлен как элемент, без которого невозможно рассказать об Иуде, он становится даже неким фоном для раскрытия характера Иуды.


Иисус в произведении чаще всего молчит и находится наедине со своими мыслями. Иисус в повести – довольно смиренный человек. Иуда же представлен как разговорчивый, сильный как в физическом, так и в моральном плане.

Несмотря на то что Иисус и Иуда имеют множество отличий, автор говорит о некоторых сходствах между этими, казалось бы, полностью разными персонажами. Так, когда Л.Н. Андреев описывает внешность Иуды, он обращает внимание на то, что он был «худощав, хорошего роста, почти такого же как Иисус». На протяжении всего повествования подчеркивается существующая между Иисусом и Иудой связь. По Л.Н. Андрееву, Иисус и Иуда неотделимы друг от друга. Автор выражает мысль о том, что добро и зло сосуществуют друг с другом и не могут существовать отдельно. Однако в андреевской повести невозможно точно сказать о том, кто из двух данных персонажей является добром, а кто – злом. Писатель наделяет и положительными, и отрицательными чертами и Иуду, и Иисуса.

Иисус проповедует правду и любовь к ближнему, Иуда же часто лжет и считает всех людей порочными и греховными. Однако Иуда умеет понимать людей, в то время как Иисус не обладает такой способностью.

Повесть Л.Н. Андреева отличается от канонических евангельских текстов, где Иуда представлен только как предатель, то есть отрицательный образ, а Иисус представлен как тот, кого предали, как образ положительный. Если в Евангелии данные образы противопоставляются, то и у Л.Н. Андреева образ Иисуса и образ Иуды противопоставлены друг другу, однако все это вывернуто «наизнанку». В повести показано, что Иисус выступает в роли своеобразного провокатора, который собственным поведением заставляет Иуду пойти на предательство. Иуда же изображен как любящий ученик, которого задевает то, что Иисус не проявляет к нему должного внимания. Получается, что в повести Л.Н. Андреева не Иуда предает Иисуса, а Иисус предает Иуду.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Иуда – «предатель поневоле» (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Можно ли оправдать «предателя поневоле»? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • «Иисус идет на казнь» (анализ эпизода повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Почему Иуда предал Иисуса? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)